20.11.2012

10 октября в Москве редакцией "Ведомостей" была проведена встреча банкиров и экспертов в области недвижимости на тему "Как продать актив"

Во время дискуссии банкирам и экспертам было предложено обсудить способы приватизации и порекомендовать новые инструменты для продажи госимущества. Выступавшие были консервативны и осторожны — способ они предложат под заказ продавца.


Николас Йордан: Чтобы ответить на вопрос о способах приватизации, нужно точно понимать задачу, которую государство поставило перед собой и соответственно перед банкирами. Собирается ли правительство полностью продать компанию? Собирается ли оно продать ее по стратегическим причинам, чтобы она перешла в частные руки, найти менеджеров, которые смогут управлять ею лучше, чем действующий менеджмент? Или оно собирается привлечь деньги в бюджет и в таком случае компанию можно продать лишь частично? И так далее. Если задача — привлечь деньги в бюджет, тогда можно рассматривать целый ряд производных и других инструментов, например, конвертируемые облигации — этот механизм позволит получить доход, оставив компанию в ее текущем состоянии, с ее действующим менеджментом.

Андрей Сергеев, исполнительный директор Morgan Stanley: Это действительно зависит от задач, которые ставит государство (подробнее о приватизации Deutsche Bahn см. стр. 23).

Ян Тавровский*, президент J. P. Мorgan в России и СНГ: Как правильно сказали коллеги, способ приватизации, безусловно, зависит от того, что продается и в каком объеме. Наращивание стоимости актива путем разработки и реализации отраслевых стратегий, структурных преобразований в отрасли для повышения ее привлекательности, организационных изменений (например, мы говорим о необходимости долгосрочной экономически обоснованной тарифной политики на железных дорогах) занимает время. И поэтому продать актив сразу просто не представляется целесообразным. Скорее, нужно рассматривать постепенный выход, например, продажу через IPO не мажоритарного пакета с сохранением апсайда по увеличению стоимости. Но если компания публичная, ее акции уже торгуются на бирже и государство хочет снизить свою долю, то такие инструменты, как конвертируемые облигации, позволят привлечь деньги в бюджет и продать акции через какое-то время по более высокой стоимости. Поэтому каждый конкретный случай мы должны анализировать отдельно. Можем ли мы создать конкурентные условия, если привлекаются потенциальные стратеги? Есть ли рыночные условия для IPO? Мы вместе с коллегами начали заниматься приватизацией Сбербанка еще в 2011 году и, в принципе, технически были готовы провести эту сделку в середине или осенью одиннадцатого года. Но и компания, и Центральный банк внимательно следили за ситуацией на рынке и не торопились. Они понимали, что продажа должна быть успешной, что это знаковая сделка. И, как оказалось, стратегия была правильной. Мы с коллегами дождались «окна», увидели, что есть возможность провести сделку действительно хорошо, по достойной цене, рекомендовали менеджменту Сбербанка и руководству Центрального банка провести приватизацию, а они приняли наши рекомендации. Нужно внимательно следить за тем, что происходит на рынке, и государство, как рациональный, рачительный собственник, должно взвешенно к этому подходить.

Ричард Бартлет, начальник департамента долговых рынков капитала в регионе EMEA, The Royal Bank of Scotland: Я бы хотел немного поспорить со своими коллегами из банков о новых финансовых инструментах. Когда начинается серьезная сделка, то новые инструменты, как правило, не упрощают ее. Они создают дополнительные сложности и риски.

В таких случаях, наверное, лучше не придумывать новое, а использовать проверенные инструменты. Двигаться, может быть, медленнее, но аккуратнее.

Ольга Дергунова: Безусловно, должно быть достаточное количество инструментов, чтобы было удобно и продавцу, и покупателю. Конвертируемые облигации — возможный инструмент. Не далее как вчера (9 октября. — «Ведомости») три часа брейнштормили с инвестбанкирами о применимости этого инструмента для приватизации топ-тридцати компаний. Использование любого инструмента дает мультиплицирующий эффект — это и изменение законодательства, и развитие бирж, и влияние на фондовый рынок. Новые инструменты анализировать надо, но применять только тогда, когда и покупатели, и продавцы готовы принять их.

Андрей Степаненко*, гендиректор Российского аукционного дома: Большинство тех двух с половиной тысяч пакетов акций, которые включены в план приватизации, — это миноритарные пакеты. А еще есть многочисленные объекты недвижимости. И пока никто не придумал более эффективного инструмента для продажи этих активов (не стратегических, я подчеркиваю), чем аукционы. Причем не надо изобретать велосипед, нужно просто посмотреть на международный опыт — съездить на аукционы «Сотбис» и «Кристи», которые продают не только предметы искусства, но и недвижимость. Там мы увидим — о Боже! — смешанные аукционы — одновременно электронные и классические, к чему мы сейчас только подходим. У нас маятник качнулся сначала в сторону классических аукционов, сейчас в сторону электронных. А давайте сделаем, как международные игроки с историей более двухсот лет — внедрим смешанные аукционы для продажи миноритарных пакетов и недвижимости. Кто хочет участвовать в классическом аукционе, приходит в зал, торгуется, а электронные заявки в онлайн-режиме выводятся на табло в зале. И в продолжение разговора у меня вопрос к Ольге Константиновне {Дергуновой}: вам не кажется, что настал момент, когда можно уйти от включения в программу приватизации миноритарных пакетов, небольших объектов недвижимости, спустить утверждение программы по ним на уровень Минэкономразвития, ввести какой-то небольшой порог отсечения в 50 млн руб., в 100 млн руб.?

О.Д.: Действительно, когда дело касается 2% или двух акций в банке, у которого сумма чистых активов пятьдесят миллионов рублей, достаточно странно идти за разрешением в правительство Российской Федерации. Поэтому одно из предложений в разрабатываемой концепции {управления федеральным имуществом} — расширить круг вопросов, решения по которым может принимать Министерство экономического развития. А на уровень правительства выходить, когда актив имеет стратегическое влияние на российскую или на региональную экономику.

А.С.: Я хотел еще добавить, что некоторые миноритарные пакеты акций, принадлежащие Российской Федерации, нельзя просто продать. Этот пакет соседствует с миноритарным пакетом акций региона. Поэтому нужна одновременная совместная продажа акций, средства поступят не только в федеральный бюджет, но и в бюджет субъекта Федерации или муниципалитета. Но для этого необходимо внести изменения в закон «О приватизации», спустить регионам федеральные правила, чтобы они не жили в девяносто первом году, а перешли в XXI век, — используйте электронные площадки, смешанные аукционы, независимых продавцов.

О.Д.: Мы придерживаемся такой же логики.

 

 

Подробнее читайте на сайте газеты "Ведомости"