04.04.2012

Галерист — режиссер культурного пространства

В последнюю декаду марта три московских галереи представили трех замечательных русских художников. Галерея Даев,33 показывает уникальную монографическую выставку Сергея Романовича (1894–1968) — мастера совершенно особенного. Романович, прошедший яркий период авангарда — друг и соратник Михаила Ларионова сумел выработать собственный живописный язык. Его живопись прозрачна, наполнена внутренним светом — она, словно дышит как сама природа и все живое на земле. Хотя Романович и был членом МОСХа, он не получал больших заказов, его произведения не покупались государством, свои вещи он мало кому показывал, а потому практически жил, что называется " на хлебе и воде». У него зачастую не было средств на покупку холстов и красок, он писал на бумаге. В силу таких печальных обстоятельств жизни, его живопись плохо сохранилась и практически мало кому известна. Но искусство Романовича, показанное ныне на выставке в галерее Даев,33 дарит яркое впечатление света и радости бытия. Особенно хороши разнообразнейшие букеты цветов. Художник так любил цветы и писал их вдохновенно!

Борис Чернышев (1906–1969) — художник столь же самобытный как и Романович, и так же схожа судьба его наследия. Галерея 2.36 представляет работы Чернышева — одного из постоянных ее авторов. Он получил образование как художник-монументалист и достаточно много работал над созданием мозаик. Но постоянно писал «для себя» пейзажи и портреты близких. Для своих станковых «фресок» художник использовал газетные страницы и оберточную бумагу, которые давали возможность получить специфическую матовую поверхность работ. К сожалению, низкое качество используемых материалов впоследствии сильно сказалось на сохранности работ. Наследникам при активном участии реставраторов удалось восстановить эти вещи. Пейзажи Чернышева удивительно одухотворены, они дарят зрителям эффект присутствия, возможность «побродить» и подумать о непреходящих ценностях бытия.
Михаил Рудаков (1914 — 1985) — художник той же эпохи, но судьбы трагичной. Его монографическую выставку показывает галерея «Ковчег». Рудаков, завершавший свой творческий путь в амплуа художника-станковиста, увлеченного образами Испании и лиричными видами Гурзуфа, виртуозный мастер живописи и пастели, прежде перепробовал себя в разных жанрах: иллюстратора фронтовой газеты, театрального художника, плакатиста. Он родился в Полтавской губернии, учился в Харьковском художественном институте, где испытал влияние украинского конструктивизма. Доучиться не успел — началась война. В «Киевском котле» был тяжело ранен, попал в плен и за это был впоследствии осужден по 58 статье. Провел в лагерях пять лет, отбывая срок в Воркутлаге. В 1949-м был отпущен на поселение в Архангельскую область, работал главным художником драматического театра в Котласе. Многие его театральные работы — сценография и костюмы — из коллекции «Мемориала» экспонируются на нынешней выставке впервые. В Москву художник перебрался в 1953-м, но был реабилитирован и восстановлен в правах только в 1957-м. С середины 1950-х он работал в «Рекламфильме», много занимался иллюстрацией: создавал художественные интерпретации Апулея, Вийона, Хемингуэя, прозы Толстого и других писателей. Сегодня произведения Рудакова хранятся в музеях и многочисленных частных собраниях на родине и за ее рубежом.

Все эти московские галереи на протяжении многих лет представляют широкой публике ведущих русских художников XX столетия. Галеристы на свои собственные средства, в отличие от музейщиков, собирают выставки, предварительно проведя глубокие исследования своих произведений, публикуют научные каталоги и монографические издания, таким образом, значительно расширяя рамки русской культуры XX столетия. Отечественное музейное пространство значительно дополняется и обогащается выставочными площадками антикварных галерей. И в отличие от музейщиков, галеристы лично общаются со своими посетителями, художественно — антикварное просветительство в ходе личных бесед с показом конкретных вещей приобщает любителей искусства к собирательству. Индивидуальные антикварные мастер-классы и формируют ту клиентуру, которая постепенно становится собирателями и коллекционерами. Галеристы-антиквары являются своеобразными режиссерами российского культурного пространства. Происходит процесс приобщения публики к отечественным и мировым ценностям. Но в силу социальных российских особенностей и несовершенства отечественного законодательства воспитанные годами антикварного тяжкого труда платежеспособные клиенты эмигрируют вслед за своими капиталами. На проходящих выставках галеристы вновь ведут доверительные беседы с посетителями. А потом они приходят вновь и вновь, и жизнь продолжается!

Надежда Назаревская, антикварный обозреватель