03.10.2011

Круглый стол «Будущее аукционных торгов в России. Часть первая: опыт Франции»

В Москве по инициативе Российского аукционного дома и Французского национального синдиката аукционных домов (SYMEV) прошел «круглый стол» на тему: «Будущее аукционных торгов в России. Часть первая: опыт Франции».

Первый круглый стол, посвященный аукционам, прошел в Российском аукционном доме (РАД) в Москве 26 сентября 2011 года, обозначив важный этап в развитии российского арт-рынка.
Тема круглого стола была задана как «Будущее аукционов в России: Опыт Франции». Он был организован совместно с Французским национальным синдикатом аукционных домов (SYMEV) — добровольной организацией, созданной в 2002 году ради координации лоббистских и коммуникационных усилий аукционистов. Ее членами является более половины из 389 действующих во Франции аукционных домов.
Это обсуждение стало первым из цикла круглых столов, задуманных РАД с целью проанализировать развитые аукционные системы, существующие в других странах, и тем самым задать российскому рынку ориентиры для развития.
Работа велась в помещениях РАД в Гостином дворе, элегантно оформленных в стиле модерн. В ней приняли участие руководители РАД, высокопоставленные делегаты из Франции, аукционисты из России, владельцы галерей и другие крупные деятели арт-мира. Присутствовали также представители международной прессы.
Круглый стол состоял из четырех секций, посвященных аукционам в России и Франции, вопросам законодательства, финансовым аспектам, экспертизе и роли интернета.

* * *

Генеральный директор РАД Андрей Степаненко в своем вступительном слове отметил, что, хотя аукционы в России введены еще Петром Первым, «специфического аукционного законодательства в России и по сей день не существует» и, следовательно, участники рынка могут многое почерпнуть из опыта старейшей в мире французской аукционной системы. Франция, подчеркнул он, остается четвертым по величине аукционным рынком в мире, уступая лишь Китаю, США и Великобритании: годовой оборот продаж здесь превышает 1,4 миллиарда евро. Он выразил уверенность в том, что круглый стол предоставил сторонам идеальную возможность для обмена опытом, знакомств с иностранными коллегами и обсуждений широкого круга насущных вопросов, представляющих интерес не только для России, но и для мирового художественного и антикварного сообщества.

I Аукционы в России и во Франции

Президент SYMEV Эрве Шайетт (Hervé Chayette), вместе с двадцатью членами SYMEV совершивший перед началом круглого стала ознакомительную поездку по Украине и России и посетивший, в частности, штаб-квартиру РАД в Санкт-Петербурге, объяснил, какую роль сыграла ассоциация в проведении поправок к европейскому и французскому аукционному законодательству (новый, существенно более либеральный французский закон был принят в июле 2011 года).
Он объявил французскую систему «одной из лучших в мире», поскольку она защищает как продавцов, так и покупателей, а описание и атрибуция выставляемых на продажу произведений опираются на экспертизу высочайшего уровня. Однако, отметил Шайетт, аукционы во Франции уже с XVI века, с правления Генриха II, страдали от чрезмерных законодательных ограничений. Особенно резкой критике он подверг деятельность Аукционного совета (Conseil des Ventes), государственного регулирующего органа, чрезмерно активно, по его мнению, следящего за выполнением законодательства и соблюдением этических норм со стороны участников рынка. Аукционный совет уполномочен накладывать штрафы или даже временно отстранять нарушителей от участия в торгах.
Глава SYMEV также сообщил, что аукционы во Франции, несмотря на свои давние корни, долгое время рассматривались обществом как «закрытая и непроницаемая» сфера. Именно поэтому возникла необходимость в продуманной коммуникационной стратегии, частью которой стали Национальные аукционные викенды, ежегодно проводимые ассоциацией. Кроме того, он рассказал о связях SYMEV с аукционистами в других странах, установленных в результате ознакомительных поездок в Китай, страны Персидского залива, Великобританию, Голландию, Бельгию и Румынию.

 

II Вопросы законодательства

Профессор юриспруденции и юридический советник SYMEV Жорж Декок (Georges Decocq) рассказал о своей роли в проведении нового, значительно более либерального французского аукционного законодательства, и отметил, что общеевропейское законодательство оказало положительное воздействие на Францию с ее давней протекционистской традицией.
Он также затронул ряд вопросов, связанных с принятыми во Франции ограничениями на ввоз и вывоз произведений искусства, очертил политику ЮНЕСКО в отношении продажи краденых ценностей, и негативно отозвался о практике дополнительных сборов, взимаемых правообладателями при перепродаже произведений – праве следования. По словам Декока, изначальный смысл этой меры — помогать безденежным художникам, - со временем был утерян, и сегодня сбор главным образом пополняет счета и без того богатых наследников Пикассо и Матисса.
Екатерина Проничева, юрист фирмы «Юст» со специализацией на арт-рынке, охарактеризовала российский арт-рынок как «непрозрачный» и встречающий широкое непонимание в обществе. Она с сожалением отметила отсутствие интереса к арт-рынку со стороны государства, сосредоточенного на таких областях экономики, как нефть, газ и банковская сфера, и подвергла критическому анализу закон о ввозе и вывозе художественных ценностей, принятый в 1993 году: он, по мнению Проничевой, блокирует рынок. Юрист сопоставила готовность российского государства запретить вывоз художественных произведений без каких бы то ни было компенсаций в отношении владельца с французской системой, где государство, запрещая вывоз того или иного произведения, обязано выплатить его полную рыночную стоимость. Российким аукционам требуется законодательная база для развития, подчеркнула она, и здесь французский опыт представляется исключительно ценным.

III Финансовые аспекты

Клод Агют (Claude Aguttes), глава центральной парижской аукционной площадки Drouot Enchères, объяснил, что премия покупателя за последние 10 лет повысилась во Франции с 11 до 20-23%, однако теперь аукционистам приходится вступать между собой в жестокую конкуренцию за крупных клиентов, избавляя их от уплаты комиссии при продаже или даже беря на себя гарантии по отношению к продавцам вне зависимости от итога торгов.
Упомянув об огромном количестве подделок, бытующих на российском арт-рынке, генеральный директор компании «Арт Финанс» и вице-президент «Газпромбанка» Марина Ситнина сопоставила российскую ситуацию с ситуацией в Китае, где государство имеет значительную долю компаниях, подобных Poly Auction.

IV Экспертиза и интернет

Председатель Французской национальной палаты экспертов-специалистов (Chambre Nationale des Experts Spécialisés) Жан-Мишель Ренар (Jean-Michel Renard) подчеркнул, что во Франции 99% экспертов, сотрудничающих с аукционными домами, параллельно работают как независимые дилеры, тогда как в Великобритании и США эксперты в большинстве своем являются сотрудниками самих аукционных домов. По его мнению, кураторы музеев не в состоянии предоставить качественную аукционную экспертизу, поскольку их ограниченное знание рынка не позволяет вывести точные эстимейты. Он также подчеркнул необходимость серьезного и продолжительного обучения экспертов, которые обязаны блестяще владеть как письменной, так и устной речью.
Ренар отметил, что его организация неустанно стремится к укреплению связей с зарубежными коллегами и, следственно, приветствует проведение круглого стола. Открыв отделение в Шанхае, Национальная палата экспертов-специалистов Франции приступает к организации своего бюро в Москве.
Главный редактор ARTinvestment.ru Владимир Богданов посвятил свое выступление «вторжению» интернета в мир аукционов. Откликаясь на реплику Эрве Шайетта, признавшего, что лишь 46% аукционов во Франции имеют сайты, и лишь 14% готовы принимать в интернете ставки, Богданов заявил, что российские аукционисты, пусть и немногочисленные, полностью интегрированы во всемирную сеть (здесь Андрей Степаненко напомнил о действующей в РАД системе электронных торгов lot-online).
Богданов также отметил растущую роль проходящих в интернете арт-ярмарок: в то время, как печатные СМИ претерпевают кризис, социальные сети и арт-порталы стремительно развиваются. Российский интернет, по его словам, сегодня «невероятно динамичен».

 

* * *

Подводя итог обсуждениям, модератор круглого стола Саймон Хьюитт (Simon Hewitt), выпускник Оксфорда и специалист по арт-рынку, освещавший международные торги с 1985 года, оценил высокий уровень организации круглого стола со стороны РАД и поблагодарил французских участников за их откровенную оценку достоинств и недостатков собственной аукционной системы, которая, при всех недочетах, отличается высочайшим качеством подготовки и экспертизы, твердыми законодательными гарантиями и вниманием к каждому клиенту. По его предположению, создание успешной Российской федерации аукционов, которая следила бы за соблюдением этических норм, могло бы заложить хорошую основу для подготовки нового аукционного законодательства на федеральном уровне.
Завершая интенсивную дискуссию, продолжавшуюся с 10.30 утра до 7 часов вечера, генеральный директор РАД Андрей Степаненко признался: «Мы работаем над созданием в России организации, аналогичной SYMEV, куда мы пригласим все аукционные дома, работающие на российской территории».

Для дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Валерия Афанасьева, Тел.: +7 495 234-04-00, Моб: +7 916-215-50-45, 
Email: afanasieva@auctione-house.ru

Примечания:

Российский аукционный дом создан Постановлением Российского Правительства в августе 2009 года специально для создания и продвижения в России института продажи предметов искусства. Главным партнером проекта выступил Сбербанк России – крупнейшая финансовая структура на территории РФ. 
Аукционный дом вышел на арт-рынок с 2010 года и провел уже два публичных антикварных аукциона в декабре 2010 и в июне 2011 года. Всего было продано 122 лота на сумму порядка 100 млн руб. На сегодняшний день РАД располагает развитой инфраструктурой для работы с произведениями искусства. «У нас есть полностью оборудованные аукционные залы в Москве и Санкт-Петербурге, на 200 и 160 участников соответственно. Кроме того, мы располагаем хранилищами для предметов искусства, которые отвечают современным музейным стандартам хранения. Полностью отлажена работа по экспертизе подлинности и оценке стоимости произведений искусства», – отметил Андрей Степаненко.

Одним из партнеров круглого стола выступила лондонская компания ATG Media, чей портал the-saleroom.com, запущенный еще в 2001 году, сегодня является европейским лидером интернет-продаж искусства и антиквариата.