12.03.2012

Мартовский Антикварный в ЦДХ: старые проблемы и новые тенденции

Российский 32 Антикварный салон завершился, работал он со 2 по 10 марта. На пресс-конференции Василий Бычков – глава компании «Экспо Парк. Выставочные проекты» представил прессе антик-бизнес в цифрах. По итогам 2011 года, суммарный годовой оборот в разных странах исчисляется: от 25 млрд. до 70 млрд., в России он, по косвенным подсчетам, составляет около 50 млрд. долл. Объем мирового аукционного рынка в 2011 году составил 11,25 млрд. долл. Лидирует по оборотам антик-рынка Китай, занимая 40% мирового объема, за ним следуют США – 25% и третье место занимает Великобритания - 20%, доля России – 1,5%-2%. На вопрос Бычкова заместителю министра культуры А.Бусыгину, присутствовавшему на пресс-конференции, о либерализации Закона о ввозе-вывозе культурных ценностей конкретного ответа в речи высокого чиновника не прозвучало. Нам помнится, что когда наш антик-рынок курировала ныне упраздненная Росохранкультура, сотрудники которой реально и плодотворно сотрудничали с антикварным сообществом, на каждом салоне антиквары слышали конкретные ответы на волнующие всех антикваров проблемы законодательства. Ныне же - обтекаемые фразы, констатируют, что высшие государственные структуры считают антик-рынок делом третьестепенным. А ведь цивилизованный антикварный рынок – показатель государственного отношения к культурному наследию, к финансовой рентабельности уникального бизнеса. Работающий ныне Закон о ввозе-вывозе в своем основополагающем постулате по сути остается неизменным с советского времени.

По оценке многих участников, качественная планка прошедшего салона была несколько выше предыдущего – осеннего, и в какой-то мере изменилась тематическая направленность. Камертоном высочайшего качества была представленная в рамках салона выставка из частного собрания В.Н.Набокова-Алексеева «Живописный и акварельный портрет в России XYIII – первой половины XIX века». В центральной зоне размещалось двадцать специализированных экспозиций, где было представлено множество новых и интересных произведений, в целом антиквары на этот раз обновили свои стенды на 80%. Многие галереи объемно представили тему театра: Галерея Леонида Шишкина подготовила подборку театральной графики художников XX в., эскизы И. В. Штеренберга к гоголевскому «Ревизору» показала Галерея Елены Зениной. «Элизиум» представил цельную экспозицию «Слово Шекспира», на которой показывались театральные работы известных мастеров: А.Бенуа, М.Добужинского, Ф.Федоровского, Е.Тейса. Замечательными, стилистически выдержанными били стенды Transatlantique и Евроантиквар, где изысканные формы ар деко были представлены в тщательно подобранных предметах. Русский модерн в фольклорном преломлении продемонстрировало «Алексеевское подворье». Переходя от стенда к стенду, было очень интересно открывать для себя ранее невиданные вещи: прекрасная подборка стекла Императорского стеклянного завода в « Арбатской находке», чудом сохранившаяся мебель конца XVIII – начала XIX вв. в «Русской усадьбе», удивительные вещи в скромной галерее «Предмет». Появилась даже такая, традиционная для западного рынка направленность – старинные двери и кирпичи для воссоздания интерьеров прошлых эпох.

Значительно увеличилось число галерей, работающих с западноевропейским искусством, и в частности с наследием старых мастеров Нидерландов и Фландрии, но известный всем – ведущий коллекционер и галерист этого направления Михаил Перченко не участвовал в салоне. Появление множества его последователей вызвало неординарную реакцию. Три галереи «Академия художеств», «Золотая миля» и «Модус Вивенди» полностью специализируются на старых мастерах, на их экспозициях посетители внимательно, как в музейных залах изучали шедевры. Но – на втором этаже, сразу же при входе был еще один стенд «Частная коллекция», где представлялись произведения старых мастеров, на нем работала пара молодых людей, и там возникало странное ощущение отъединенности материала и самих молодых антикваров. На наш взгляд, в эти дорогущие картины и экспертизы западных знатоков вложены немалые средства, а молодые люди, вероятно с университетским образованием, но без всякого антикварного опыта были попросту «приняты на работу». Антикварный бизнес – сугубо личностная ситуация, где в одном уникальном специалисте совмещаются многие ипостаси: глубокое знание предмета, знание рынка, просветительское мастерство и умение воспитывать собственных клиентов, и, наконец, финансовая осведомленность в сложном процессе ценообразования на арт-рынке. Отстраненное инвестирование в антик-рынок, как скажем в строительство или автосервис, на наш взгляд, не дает реальных бизнес-успехов, а главное дискредитируют отечественный антикварный рынок. На прошедшем салоне, к сожалению, было много таких новых – молодых псевдо-антикваров, которые отстраненно отвечали на вопросы, и чувствовалось, неохотно отбывали свою трудовую повинность.

В рамках проходившего салона был проведен круглый стол « Оценить предметы искусства: актуальное состояние дел». В ходе обсуждения животрепещущей темы выступили ведущие специалисты, антиквары живо комментировали, а вывод был однозначным. Оценщиков антиквариата насчитывается единицы, профессионалов в этой области практически нет. Конфедерация антикваров и арт-дилеров создала Гильдию оценщиков, куда вошли ведущие российские антиквары, гильдия начнет свою практическую деятельность, вероятнее всего, осенью текущего года.

Участники 32-го салона к окончанию мероприятия невероятно устали, народонаселение шаркало ногами, изредка подходя к определенным картинам и предметам. Традиционное обращение к антикварам: «А сколько вот это стоит?». Суммы были большие и трудно перевариваемые обывателем. На проходивший 32-ой уже традиционно, как и на двух - трех предыдущих салонах приходит именно обыватель, а не ценитель старого искусства – потенциальный собиратель. Многие участники жаловались: продаж нет, целевого посетителя нет. Даже очень интересное для знатока предложение, как скажем, в галерее «Антик-инвест» - графика и живопись А.Саврасова не привлекли внимание покупателей. Именно поэтому в салонах в ЦДХ уже не принимают участия лидеры нашего антик - рынка. Антикварам-профессионалам при растущей аренде на стенды попросту нерентабельно затрачивать финансы и значительные усилия на это российское мероприятие. В силу каких-то причин не приехали на салон и известные питерские антиквары. Антикварное сообщество встревожено сложившейся ситуацией на Российских антикварных салонах, очевидно, данное мероприятие нуждается в каких-то преобразованиях.

Надежда Назаревская, антикварный обозреватель