19.03.2012

Московские аукционы рождают оптимизм

В течение одной недели в Москве прошли аукционы двух крупных аукционных домов: 13 марта в Совкоме и 17 марта в «Кабинете». Коллекции у них были разные, и публика в зале также представляла разные слои российских любителей искусства. Совком охватил больший временной период и собрал русскую и западноевропейскую живопись, графику и несколько лотов ДПИ XYIII–XX веков, представив изобилие имен и школ — всего предлагалось 195 лотов. Продано было 100 лотов, что составило более 50% ухода. Но в ходе торгов господин Тюхтин приглашал к постаукционным приобретениям: «После торгов — завтра можно обращаться. Иногда срастаются такие сделки!». Внутри коллекции любителям предлагался большой тематический стринг «Охота», где и был вынесенный на обложку топ-лот этого аукциона — огромное полотно Р.Френца «Великий князь Владимир Александрович на охоте». Но, увы, он не продался, возможно, завышен был эстимейт 5 млн. рублей. В целом такой маркетинговый ход был удачным — с хорошим подъемом цены ушли классики этого жанра: «Охота на волка» Е.Тихменева при старте 900 тыс. рублей продалась за 1 млн.400 тыс. рублей; картина А.Степанова «По лисам» с оценкой 600 тыс. рублей — за 1 млн.200 тыс. рублей, классический охотничий шедевр С.Ворошилова «По лосю» при таком же старте ушел за 850 тыс. рублей.

Величественные горные пейзажи ценятся значительно дороже — за стартовые 3 млн. 700 тыс. рублей приобрел № 93 «Восход солнца в Крымских горах» И.Вельца, несколько ниже 3 млн. заплатил № 34 за «Розовые горы» И.Занковского. Но настоящая борьба разгорелась за покупку лиричного, прозрачного «Зимнего пейзажа» И.Грабаря, старт 2 млн. 500 тыс. рублей рос и рос, сражались заочный порученец и покупатель с карточкой № 38 в зале, он то и победил, огласив итоговую сумму 3 млн. 900 тыс. рублей. Хорошо продавались работы художников советского времени: элегический «Новодевичий монастырь» А.Лактионова продался по заочному биду за 1 млн. 650 тыс. рублей, «Портрет маршала Г. Жукова» В.Яковлева ушел за 1 млн. 100 тыс. рублей. Оживленный интерес вызвала графика. Альбом с 12 рисунками И.Шишкина продался за 260 тыс. рублей, несколько превысив старт, единый лот из трех рисунков К.Юона ушел по заочному биду за 200 тыс. рублей. Подлинный интерес публики в зале к хорошим вещам радовал, на наш взгляд идет некий подъем покупательского спроса. Впервые за несколько прошедших лет реально проявился интерес к такому сложному мастеру, как Наталья Нестерова — ее картина «Бассейн» продалась за 650 тыс. рублей. Покупатель готов платить немаленькую сумму даже за доставку. При продаже огромной композиции Д. Плавинского «Цвето — музыкальный овал» за 1 млн. рублей, Тюхтин добавил: «Работа находится в Лондоне (вероятно, в лондонском филиале Совкома) доставка может осуществляться в Москву за дополнительные 1000 долл., при меньшем размере — соответственно, 500 долл.»

«Кабинетъ» также собрал полный зал. Его коллекция была более цельной: «Русское и европейское искусство XIX — XX веков», в том числе качественное мини-собрание русской бронзы. Из 113 лотов продалось 59, т. е. уход составил 51%.Вынесенный на обложку топ-лот — изысканная небольшая акварель К.Сомова «В ночном»,1918 г. была продана по старту 7 млн. рублей. Уникальный альбом «Типы монгольских племен», имеющий музейное и коллекционное значение покупателя, увы, не нашел, хотя оценка такого раритета была не очень высокой — 5.млн.700 тыс. рублей. К сожалению, также не нашли ценителя первоклассные вещи А.Дейнеки — акварель 1929 г. «У реки» и очень редкая на рынке его скульптура «Стометровка», цены на них были вполне демократичные. Работы крупных мастеров XX века всегда ценились отечественными собирателями, их работы «Кабинетъ» предлагал по адекватным ценам: «Вид на замок д’Ормессон» Алексанедра Бенуа ушел по старту 590 тыс. рублей, «Горные вершины» М.Сарьяна продались чуть выше старта за 700 тыс. рублей, «Мудрец и девочка» Л. Гудиашвили также чуть выше старта — за 400 тыс. рублей. Начинает находить своих ценителей интерьерная бронза. Хорошо продалась кабинетная скульптура: «Петр I» П. Антокольского», чуть превысив старт, ушел за 1 млн.450 тыс. рублей, «Осетин на коне… " Е.Лансере — за 410 тыс. рублей, собачка «Пойнтер» Н.Либериха оспаривалась несколькими покупателями и продалась за 440 тыс. рублей. Ажиотаж в зале вызвали офорты И.Шишкина, оценка их была скромной — 20 -25 тыс. рублей, а продавались они с большим повышением стартов — за 40–50 тыс. рублей. С таким же повышением продались и гравюры В.Матэ.

Устроители аукционов остались довольны результатами. Зримый интерес покупателей запечатлелся в ощутимых объемах продаж.

Надежда Назаревская, антикварный обозреватель