02.03.2012

Николай Фешин в Русском музее

Русский музей 29 февраля открыл первую в России полную монографическую выставку Николая Фешина (1881-1955). Представлено более 80 произведений живописи и графики из собраний музеев России, США и частных коллекций. Экспозиция отражает весь творческий путь мастера, в произведениях которого органично сочетались традиции разных стран и народов. Уроженец Казани – Фешин органично соединял традиции Востока и Запада. Учился он в Петербургской Академии Художеств, и считал себя учеником Репина, в мастерской которого и завершил свое художественное образование. По окончании Академии Фешин возвращается в Казань, активно и много работает в различных жанрах: пишет портреты и сюжетные полотна. Расцвет его портретного творчества приходится на 1914-1918 годы, когда были созданы самые значительные крупноформатные композиционные портреты Надежды Сапожниковой (1916), художника Виталия Тихова (1916), отца (1918), жены Александры Белькович и дочери Ии. Жену Фешин писал постоянно, создавая пленэрные портреты, композиционные портреты-картины, беглые этюды, портреты-стилизации, нередко она была моделью для его ню - «Обнаженная в ванной комнате» (1916-1917).

Революция 1917 года, невозможность полноценного творчества вынудила художника эмигрировать. Фешин выбрал Америку, в Нью-Йорке и Питтсбурге уже проходили персональные выставки, там у него были покровители и коллекционеры его картин. В США он быстро стал востребованным портретистом. Успешные русские эмигранты и американская богема – художники, танцовщики, певцы, писатели стали его заказчиками. Среди них были выдающаяся актриса немого кино Лилиан Гиш, лауреат Пулитцеровской премии, писательница Уилла Кэтер, известная меценатка, способствовавшая созданию общины художников в Таосе, Мейбл Додж Лухан. В Нью-Йорке Фешин заболел туберкулезом, и в поисках благоприятного климата семья переехала в Таос – в штате Нью-Мексико. Он полюбил этот небольшой городок, своими руками художник построил там дом с мастерской. Работал много и с удовольствием писал портреты местных индейцев и мексиканцев, среди которых особенно выразительны -  «Храбрый индеец» и «Таосский знахарь».

В 1933-м жена попросила Фешина о разводе, и художник вместе с дочерью вернулся в Нью-Йорк. Но город уже пресытился образами индейцев и латиноамериканцев, и Фешин не смог продать ни одной работы. От депрессии художника спас переезд в Калифорнию, там Фешин снова стал востребованным на арт-рынке . В 1936-м он совершил путешествие по Мексике, затем последовали поездки в Японию и на острова Ява и Бали. В середине 1940-х Фешин переехал из города в небольшой домик в лесу недалеко от Санта-Моники. Он продолжал писать до конца своих дней и скончался 5 октября 1955-го. Выставка сопровождается фотографиями и документами. Издан прекрасный каталог. Он, безусловно, станет настольной книгой многих антикваров, поскольку ныне на рынке существует огромный интерес к работам Николая Фешина. Они успешно продаются на мировых аукционах, и цены неуклонно растут.

29 февраля - 14 мая 2012
Русский Музей
Корпус Бенуа