25.11.2013

Российский аукционный до приглашает на предаукционную выставку антиквариата и предметов искусства

7 декабря  2013 года Российский Аукционный дом проведет очередной аукцион антиквариата и предметов искусства. По сложившейся уже традиции, на торги будут выставлены произведения русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного и ювелирного искусства – всего 142 лота.

Аукцион пройдет в Санкт-Петербурге, в великолепных залах нового здания РАДа в переулке Гривцова, 5.
Это первое крупное мероприятие компании после новоселья. Оно станет   официальным открытием выставочного и аукционного залов РАДа.
Среди топ-лотов живописной части – работы выдающихся художников XIX-XX века -  Константина Маковского, Ивана Вельца, Александра Дейнеки, Иосифа Крачковского.

Обложку каталога украшает картина Ивана Вельца «Мцхета», созданная в 1895 году. Этот горный пейзаж примечателен тем, что на нем изображен знаменитый собор Светицховели— кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Этот храм числится среди памятников Всемирного наследия, а также  является усыпальницей грузинского царского рода Багратиони.

В правой части картины на вершине горы изображен монастырь Джвари – тот самый, где происходит действие поэмы Лермонтова «Мцыри»:
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод».

Также привлекает внимание работа «Валаам. У костра» Александра Гине, датированная концом 1850-х годов. Гине - представитель яркой плеяды живописцев XIX века, которым принадлежит заслуга создания русской пейзажной школы. В 1858-1861 годах, вместе с Иваном Шишкиным и Павлом Джогиным, художник работал на Валааме. Зрителя завораживает яркое пламя костра в глубине сумеречного леса. У костра сидят два человека. Существует предположение специалистов, что именно своих товарищей – Шишкина и Джогина - изобразил Гине на представленной картине.

Также на торги выставлена довольно обширная подборка графических произведений – в основном творчество советских художников ленинградской школы – Виктора Тетерина, Милицы Чарнецкой, Анатолия Каплана.

Кроме того, в разделе графики внимание знатоков, несомненно, привлекут шесть гелиогравюр Александра Яковлева. Эти графические листы предназначались для книги «Японский театр (Кабуки), изданной в 1933 году в Париже.

Восточные гравюры Яковлева высоко ценили выдающие отечественные художники-авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова – несколько портретов актеров театра Кабуки вошли в состав их обширной коллекции графики, переданной в дар Третьяковской галерее.

В разделе декоративно-прикладного искусства представлен забавный штоф для вина, созданный по эскизам известной русской художницы Елизаветы Бëм. Декор, созданного в конце XIX века на Дятьковском хрустальном заводе графина иллюстрирует русское выражение «допиться до чертиков». Штоф украшен изображениями чертят, а также такими шутливыми надписями: «Здорово, стаканчики, каково поживали, меня поджидали? Пей, пей – увидишь чертей!», Напились –  подрались! Выспались – опохмелились, и помирились!».

В разделе «Иконы и церковная утварь» - всего 9 лотов, но каждый них уникален.

В коллекции представлен образ Феодоровской Пресвятой Богородицы в роскошном киоте, исполненном в нео-русском стиле из коллекции  Нинель Александровны Кургапкиной (1929 ̶ 2009)  ̶  выдающейся русской балерины и балетного педагога. Большую часть своей жизни Нинель Александровна отдала Кировскому театру. Она была первой партнершей Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова.  С Нуреевым Кургапкину связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. В 90-х годах, уже смертельно больной танцовщик во время своего визита в Россию  останавливался в квартире Кургапкиной. По словам наследников, Нуреев умолял Нинель Александровну продать ему икону, однако она была непреклонна и не захотела расставаться с образом, подаренным ей одним из почитателей ее балетного таланта.

Уникален золотой наперсный крест работы Фаберже. Поражающий своим великолепием золотой крест украшен крупными аметистами, жемчугом и бриллиантами. На изделии  имеется инвентарный номер фирмы Фаберже, по которому специалисты аукционного дома установили, что крест был приобретен Кабинетом Его Императорского Величества в 1903 году за 320 рублей, что составляло немалую сумму по тем временам.  К сожалению, выяснить, кому именно был поднесен императорский подарок, по архивным документам не удалось.

Помимо художественной, этот предмет представляет собой и немалую историческую ценность - до наших дней дошло не так много подобных изделий, так как во времена советской власти  церковные ценности активно реквизировали, огромное количество предметов было уничтожено или переплавлено.

В каталоге представлен целый ряд предметов, имеющих отношение к императорской семье. Торги Российского аукционного дома завершают год, который прошел под знаком празднования 400-летия Дома Романовых. В традиционно интересный ювелирный стринг вошло несколько предметов Фаберже с императорским провенансом: «кабинетская» брошь с двуглавым орлом, медальон, приобретенный Александрой Федоровной в 1907 году, и две броши,  купленные вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1905 и 1908 году.  В каталоге аукциона публикуются архивные документы, подтверждающие провенанс украшений.

Предаукционная выставка пройдет в  выставочном зале РАД по адресу : Санкт-Петербург, переулок Гривцова, 5, лит. В. С 29 ноября по 6 декабря (11.00-19.00 без выходных).

С подробной информацией об аукционе можно ознакомиться на сайте Российского аукционного дома (РАД).