28.10.2011

Российский аукционный дом представит в Москве избранные лоты ноябрьских торгов антиквариата и предметов искусства

Российский аукционный дом объявляет о проведении предаукционной выставки в Москве. Выставка пройдет в выставочном зале московского филиала РАД в Гостином дворе с 18 по 26 ноября 2011. На выставке будет представлено более 200 работ, которые будут выставлены на аукцион в ноябре 2011 года.

Николай Рерих, «У рубежа», 1915 год
Эстимейт: 240 000 — 260 000 $

Предстоящий аукцион искусства и предметов антиквариата станет третьим по счету и пройдет в Москве 26 ноября 2011 года. На аукцион будут выставлены уникальные произведения западноевропейских и русских мастеров конца XIX — XX веков, а также предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Два предыдущих аукциона, организованных аукционным домом состоялись в Санкт-Петербурге. Данный шаг свидетельствует о намерении РАД сосредоточить аукционную деятельность, связанную с предметами искусства в столице. Комментируя предстоящие мероприятия, Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома, отметил: «На этот раз мы решили провести аукцион в столице. Мы осознаем всю ответственность этого решения и уровень конкуренции, с которым нам предстоит столкнуться, и, тем не менее, мы понимаем, что большая часть антикварного рынка сосредоточена в Москве и без выхода на этот рынок нам не стать полноценной аукционной площадкой по продаже предметов искусства. К тому же именно в Москве сосредоточена вся наша работа по совершенствованию российского законодательства в сфере оборота культурных ценностей, и эта работа является одной из приоритетных именно для нашего московского офиса».

Уникальный топ-лот аукциона — картина Николая Рериха (1874 — 1947) «У рубежа» (1915). На обороте картины имеется карандашная запись (возможно авторская) «Ушли на рубеж». Однако, во всех источниках, начиная с 1916 года и до наших дней, работа упоминается под название «У рубежа». Картина впервые была опубликована в альбоме «Николай Константинович Рерих», выпущенном издательством «Свободное искусство» в 1916 году. Согласно альбому на момент публикации картина находилась в собрании Е. И. Рерих, супруги художника. С1916 года и по настоящее время картина находилась в частном собрании в Санкт-Петербурге, не экспонировалась и не публиковалась. Эстимейт: 240 000 — 260 000 $.

Один из самых дорогих лотов аукциона — картина Иосифа Крачковского (1854 — 1914) «Азалии» (1902). Иосиф Крачковский — заметный представитель русской пейзажной школы второй половины XIX века, в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты. Выпускник Императорской академии художеств, ученик барона М. П. Клодта, в 1885 году получил звание академика. Художник имел огромный коммерческий успех при жизни, во многом благодаря востребованности его творчества у высочайших особ. В 1902 году состоялась первая персональная выставка Крачковского, «удостоенная посещением Их Императорских Величеств и Высочайших и Августейших особ». Николай II приобрел на этой выставке несколько работ мастера, которые впоследствии вошли в собрание Музея императора Александра III (сейчас Государственный Русский Музей). Картина «Азалии» опубликована в «Ежемесячном иллюстрированном сборнике, издаваемом Императорским Обществом поощрения художеств» 1902 года. Большинство работ, представленных в этом сборнике, экспонировались на персональной выставке Крачковского в том же году. Эстимейт: 750 000–800 000 $.

Еще одним топ-лотом торгов станет редкий «сухопутный» пейзаж И. К. Айвазовского (1817 — 1900) «Вечер на Украине» (1886). Работы Айвазовского, не связанные с морской тематикой, очень редко появляются на рынке. Он известен в основном как мастер морских пейзажей, где ему нет равных.
В 60-е годы XIX века Айвазовского часто критиковали в том, что он умеет писать только море. Художник, желая доказать, что его дарование универсально, обращается к «сухопутным пейзажам». В этот период он создал такие произведения как «Ветряные мельницы в украинской степи на закате солнца», «Вид Исаакиевского собора зимой», «Пирамиды в Гизе».
Во всех этих «сухопутных» работах зрители могут обнаружить черты, характерные для морских пейзажей Айвазовского: филигранное построение перспективы, романтическую взволнованность, изысканность и прозрачность палитры. Эстимейт: 840 000 — 1 100 000 $.

Несомненный интерес вызовет картина Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 — 1822) «Портрет А. А. Прозоровского» (1779). Левицкий — выдающийся мастер парадного и камерного портрета екатерининской эпохи — был необычайно популярен при жизни. Художника часто называют «певцом екатерининского века» — он создал целую галерею образов замечательных людей своего времени. В общей сложности за всю жизнь Левицкий написал около 100 портретов. Появление его работы на арт-рынке всегда становится событием. С 1989 года по настоящее время через мировые аукционы прошло всего 8 работ мастера. Произведения Левицкого находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других.
Портрет князя А. А. Прозоровского был написан в 1779 году. Александр Александрович Прозоровский (1732–1809) — видный государственный деятель, полководец, сенатор, генерал-фельдмаршал. На портрете Прозоровский изображен в генеральском мундире с орденом Св. Георгия второй степени, который был пожалован ему 26 ноября 1778 года за умиротворения Крыма и орденом Св. Андрея Первозванного, полученным им в 1790 году. Согласно практике того времени, в связи с получением последнего ордена в портрет были внесены изменения.
Известно, что портрет находился в собрании князей Голицыных-Прозоровских. Однако дальнейшая судьба картины доподлинно неизвестна. В 2009 году она была продана на торгах Sotheby’s. Согласно провенансу, указанному Sotheby’s, картина была приобретена в 1922 году Л. Г. Бирчанским, а с 1930-х годов хранилась в семье И. А. Меликова. Эстимейт: 630 000–730 000 $.

Еще один топ-лот аукциона — картина Константина Егоровича Маковского (1839–1915) «Боярышня». Последняя четверть XIX века. Константин Маковский — знаменитый русский художник, автор жанровых произведений, масштабных историко-жанровых сцен, великосветских портретов. В творчестве Маковского выделяется и особый жанр: портреты боярышень. Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц. Представленная работа является великолепным образцом этого портретного жанра.
Провенанс: Sotheby’s, London, ноябрь 2008 года. Эстимейт: 395 000–460 000 $.

Также на аукцион будет выставлена картина Виталия Гавриловича Тихова (1876 — 1939) «Купальщицы» (1923). Тихов закончил в качестве вольнослушателя Императорскую академию художеств (1904 — 1912). В 1912 году получил звание художника за картину «Купальщицы». В дальнейшем автор продолжил работу над темой «Купальщиц», создав целую серию, к которой и относится представленная картина. В тот период, когда она была создана, мастерство художника уже достигло своего расцвета. Работу отличает импрессионистическая манера и высочайший уровень исполнения. Произведения художника находятся в собрании ГРМ, РАХ и в частных коллекциях. Эстимейт: 540 000 — 560 000 $.

Отдельного упоминания заслуживает уникальная коллекция Григория Михайловича Левитина, в которую вошли 42 произведения живописи и графики ведущих мастеров искусства ХХ века. Григорий Михайлович Левитин (1914–1982) — известнейший ленинградский коллекционер, его называли ленинградской легендой. Военный хирург, ставший блестящим знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства.
Начало его собранию было положено еще до войны, когда Левитин подружился с известным театральным деятелем, переводчиком, архивистом и коллекционером Мовшензоном, и позднее получил от него ряд первоклассных работ начала ХХ века. После войны он продолжил собирать коллекцию. Согласно завещанию, в дар Русскому музею были переданы 130 живописных произведений и более двух тысяч графических работ из собрания коллекционера. Коллекция Левитина принадлежит к числу крупнейших частных собраний в фондах Русского музея. Представленная к продаже часть собрания выставлена на аукцион наследниками коллекционера.

Коллекция
На аукцион будут выставлены театральные эскизы Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Мстислава Добужинского, Татьяны Бруни. А также рисунки Константина Сомова, Валентина Серова, Василия Сурикова, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Ольги Гильдебрандт — Арбениной, Василия Чекрыгина, Александра Тышлера, Дмитрия Митрохина и других.

Один из ценных лотов коллекции — рисунок Николая Рериха (1874 — 1947) «Курганы при д.Любитово» (1899).
Еще в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. До 1905 года он каждое лето выезжал на археологические разведки и раскопки, во время которых он создает много рисунков и зарисовок. Летом 1899 Рерих предпринял поездку по новгородской и псковской губерниям, во время которой было открыто несколько погребений, в том числе и в д. Любитово. Представленный рисунок был сделан во время этой поездки, на нем изображен найденный Рерихом курган. Эстимейт: 12 000 — 14 000 $.

 

 

 
Еще один лот из коллекции — эскиз декораций Бориса Кустодиева (1878 — 1927) к пьесе Островского «Гроза» (1918).
Впервые Кустодиев начал работать в театре в 1911 году. В 1918 году он выполнил эскизы декораций к намечавшейся постановке пьесы Островского «Гроза», премьера которой должна была состояться в Московском художественном театре. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. Эстимейт: 16 000 — 18 000 $.

 

Другие лоты коллекции Г.М. Левитина


Михаил Ларионов (1881 — 1964)
Рисунок «Пейзаж», начало XX века
Эстимейт: 5000 — 7000$

 

 



Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
Иллюстрация к драме Шиллера «Разбойники».
1923 год.
Эстимейт: 5000 — 7000 $

 

 





Константин Сомов (1869 — 1939)
Рисунок «На пляже», начало XX века
Эстимейт: 10 000 — 12 000 $

 

 

 

Произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства
Пожалуй, один из самых любопытных лотов предстоящего аукциона — Подарок Их Императорских Величеств первому олимпийскому чемпиону в истории России — Н.А. Панину-Коломенкину.
Подарок в виде триумфальной колонны, изготовленный из серебра, увенчан коньком, выполненным из золота, со скромной надписью «ИХ ВЕЛИЧЕСТВА Н.А. ПАНИНУ-КОЛОМЕНКИНУ», был изготовлен на Московской фабрике Матрены Андреевой.
Николай Александрович Коломенкин (1872-1956), выступавший на международных соревнованиях под именем Николай Панин (Nicholas Panin), стал сильнейшим российским фигуристом в начале ХХ века. Он пять раз становился чемпионом России — в 1901, 1902, 1903, 1905 и 1907 годах. В октябре 1908 года Николай Панин представлял Россию на IV летних Олимпийских играх в Лондоне, в программу которых по решению олимпийского конгресса 1894 года организаторы впервые включили зимний вид спорта — фигурное катание на коньках. Победив в этих состязаниях, спортсмен стал первым в истории Российского спорта олимпийским чемпионом.
Этот подарок Н.А. Панин-Коломенкин получил за заслуги перед отечеством из рук Их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны. Предмет представляет собой огромную коллекционную и историческую ценность, являясь одновременно уникальной реликвией олимпийского движения в России и личным подарком императорской семьи. Эстимейт: 7000 — 8000 $.

Уникальный лот аукциона — ювелирный гарнитур «Арфа» из двух предметов — серьги и брошь. Золото, платина, бриллианты, алмазные розы. Москва, конец XIX века. Фирма К. Фаберже. Мастер Оскар Пиль. Клейма: московского окружного пробирного управления — «56», «Георгий Победоносец»; клеймо мастера «OP». Общий вес 19,51 грамма.
Мастер Кнут Оскар Пиль (1860 — 1897) — один из ведущих мастеров фирмы Фаберже. Начинал учеником в мастерской А. Хольстрема, в 1887 году стал мастером. В 1887 — 1897 годах был главным мастером московского отделения фирмы Фаберже.
Уникальный по уровню исполнения и художественным достоинствам предмет. Изделия подобного дизайна исполнялись фирмой Фаберже исключительно по специальным заказам. Очевидно, гарнитур был заказан для подарка некой даме, имевшей отношение к музыке или театру — оперной приме или балерине.
Особую ценность изделию придает тот факт, что полные антикварные ювелирные гарнитуры, сохранившиеся в комплекте, крайне редко встречаются на рынке — как правило, наборы дробились, либо часть набора оказывалась утраченной.
Эстимейт: 25 000– 27 000 $.

Не менее интересны серьги с крупными бриллиантами размером более 4 карат каждый. Платина, золото, один бриллиант 4,6 карата, другой 4,8 карата. Россия, начало ХХ века.
Серьги принадлежали Анастасии Михайловне Павловой (в девичестве Усовой). В 1911 году Анастасия вышла замуж за дворянина Ивана Николаевича Павлова, который преподнес ей эти серьги в качестве свадебного подарка. Серьги бережно передавались в семье и выставлены на аукцион наследниками Павловых. Эстимейт: 120 000 — 150 000 $.


Другие произведения ювелирного искусства

Брошь. Золото, серебро, сапфиры, бриллианты. Конец XIX века. Фирма К. Фаберже
Эстимейт: 6000 — 7000 $

 

 

 

 

Брошка в виде ветки дуба. Золото, серебро, бриллианты, жемчуг. Конец XIX века. Фирма К. Фаберже.
Мастер Август Хольмстрем.
Подарок из Кабинета Его Императорского Величества, вручена во время царского визита в Беловеж в 1897 году.
Эстимейт: 10 000 — 13000 $

 

 

 

Брошь с аметистом и бриллиантами. 1899 — 1908 гг.
Фирма К. Фаберже. Мастер Август Хольминг.
Подарок из Кабинета Его Императорского Величества. Была взята в вояж в Данию и Норвегию Императрицей Марией Федоровной в 1908 году.
Эстимейт: 13 000 — 15000 $

 

 

 

Брошь с двуглавым орлом. Золото, эмаль, алмазная роза. 1899 — 1904 гг. Мастер Михаил Перхин,
фирма К. Фаберже
Эстимейт: 19 000 — 21 000 $.

Подобные броши использовались Кабинетом в качестве подарков официальным лицам. В архивных делах Кабинета Его Императорского Величеств упоминается по крайней мере 23 броши подобной модели под одним и тем же инвентарным номером — 1421.

Более подробная информация о лотах на сайте Российского аукционного дома
 

***Примечания:
С момента своего создания, в августе 2009 года, Российский аукционный дом провел два публичных антикварных аукциона — в декабре 2010 года и в июне 2011 года.
На аукционах было продано 122 лота на сумму порядка 100 млн. руб. Из них:
- 43 живописных работы
- 22 иконы (сер. XIX — нач. XX)
- 56 предметов декоративно-прикладного искусства (в том числе 16 ювелирных изделий).
Предаукционные выставки проходили в Санкт-Петербурге, в Михайловском и Инженерном замках Государственного русского музея.