18.06.2012

Русские торги собрали миллионы

«Мы очень довольны сериями продаж в рамках Русской недели в Лондоне, общая сумма - $26.1 млн., а итоговый объем продаж русского искусства на Sotheby’s за 2012 год достиг $30.8 млн., что подтвердило нашу лидирующую позицию продавцов в данной области,- прокомментировала результаты торгов Джо Викери, глава Отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне. - На аукцион в этом году мы поставили в центр внимания новые вещи из частных коллекций, и почти 80 % картин - и около 60% произведений искусства, которые мы предлагали - были из частных коллекций США, России, Великобритании, Франции и других стран Европы. Высокое качество работ привлекло новых покупателей, и удачные ценовые предложения приходили со всего мира, включая даже Азию. Нам также приятно сознавать, что мы продали самый дорогой лот русского искусства в этом сезоне в Лондоне – натюрморт « Колокольчики» Гончаровой за $4 млн.64 тыс.» Рост продаж в Лондоне обусловлен и тем, что отныне русская живопись будет выставляться только на лондонских торгах, русское искусство в Нью-Йорке будет представляться лишь предметами декоративно-прикладного искусства.

Летние Русские торги в Лондоне традиционно собирают участников этого сегмента, в том числе и антикваров из Москвы и Петербурга. Антикварные связи и контакты еще более укрепились в проходящем сезоне 2011/2012 гг. Галерейный бизнес нынче переживает кризисную ситуацию. Покупатели предпочитают приобретать искусство из антикварных рук, и все чаще в последнее время на открытых аукционах, используя современные средства связи, и никуда не девающиеся дилерские услуги. В силу роста аукционных продаж, возрастают и их объемы. В период с 2010 года до 2011 года рост русского сегмента рынка составил 16%, общая сумма продаж возросла с $82 млн. до $95 млн. И, хотя все труднее находить качественные произведения русских мастеров, количество произведений уменьшается, но за счет роста цен – в целом на 23% - увеличиваются объемы продаж. Ценовые показатели продемонстрировали несколько изменившийся за прошедшие два-три года спрос – нынче в большой моде русская классика, а не постмодернизм и актуальное искусство. Покупатели охотятся за картинами Верещагина, Поленова, Айвазовского. В 2008 году спрос на классиков упал, а нынче вновь возродился.
Яркий пример такой тенденции - проданная мини-коллекция керамики Михаила Врубеля. Нынешняя владелица приобрела врубелевские вещи лет пять назад на Русских торгах – тогда каждый предмет стоил около 20 тыс. фунтов, а нынче – в 2012-ом их эстимейт $180 тыс. значительно был превышен и коллекция продалась за $ 959 тыс. Эта врубелевская коллекция все эти годы находилась на Западе, а ныне владелица уже эмигрировала из России, и теперь решилась продать свое врубелевское сокровище.
Все топ-лоты продались со значительным превышением эстимейтов - одна из лучших картин Василия Верещагина “Лазутчик” ушла за $650 тыс. Спустя почти век появился перед публикой «Желтый букет» Петра Кончаловского (1918) – картина хранилась в частном собрании с 1925 года вплоть до наших дней и она продалась за $736 тыс.

MacDougall's при продаже своей огромной аукционной коллекции собрал свыше $20,1 млн. Самым дорогим проданным лотом стало характерное произведение Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт. Яблоки и яйца», написанное в начале 1920-х годов, его уход составил $3 млн.630 тыс. Натюрморты на этот раз пользовались хорошим спросом. Типичный для Сергея Судейкина натюрморт «Фарфоровые фигурки и цветы» ушел за $810 тыс., а совершенно нехарактерный для Александра Дейнеки «Натюрморт с азалией» значительно превысил эстимейт и продался за $ 623 тыс. Романтический вечерний «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» Ивана Айвазовского был продан $604 тыс. Этот образ Венеции характерен для его т.н. «розового» периода - наиболее значимого и ценимого любителями творчества великого мариниста. Раритетное полотно – редкий городской пейзаж Исаака Левитана "Иллюминация Московского Кремля" продали за $770 тыс. Пользовался спросом, как обычно, русский авангард, на этих торгах он был представлен удивительной по мажорности, динамизму цвета и света картиной Михаила Ларионова «Цветы на террасе», написанной им еще в России – в Тирасполе, долгие годы она хранилось у второй жены художника - Александры Томилиной. Картина Ларионова значительно превысила эстимейт и ушла за $ 1млн. 867 тыс. Восхитительная «Спящая обнаженная» Зинаиды Серебряковой, где моделью служила ее дочь Катя, традиционно нашла своих ценителей, и картина была продана за 1 млн. 773 тыс. Редкое полотно известной русской художницы Марианны Веревкиной «Ночная рыбалка в Асконе» продалось за $374 тыс.

Коллекция Christie's была значительно меньше по объему и не включала каких-то удивительных шедевров и находок, всего предлагалось около ста лотов живописи и чуть более предметов ДПИ. Общий объем продаж у Christie's составил 8,3 млн. фунтов стерлингов или $ 10 млн. 870 тыс. Самой высокой цены – 937 тыс. фунтов стерлингов достигла «Желтая султанша» Льва Бакста; реалистическая «Женщина у моря» Василия Кандинского была продана всего за 157 тыс. фунтов стерлингов. Хорошо продался и сложный для реализации, но очень качественный, музейного уровня «Портрет князя Михаила Голицына» Ореста Кипренского.

Покупатели русского искусства проживают, как оказалось везде, даже в Азии и на этот раз появились новые его ценители - их было 12% от общего числа. А это значит – русское искусство вошло в мировой контекст.

Надежда Назаревская, антикварный обозреватель