06.05.2013

Шестой аукцион антиквариата и предметов искусства

25 мая 2013 года Российский Аукционный дом проведет в Москве очередной аукцион антиквариата и предметов искусства. По сложившейся уже Константин Егорович Маковский «Боярышня»традиции, на торги будут выставлены произведения русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного и ювелирного искусства, а также редкие антикварные книги.

Среди топ-лотов живописной части – работы выдающихся художников XIX-XX века -  Константина Маковского, Василия Сурикова, Ивана Ендогурова, Василия Поленова, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Бориса Кустодиева.

Творчество Константина Маковского представлено портретом «Боярышня», созданным в 80-х годах XIX столетия. В этот период художник работал над картиной «Минин, на площади Нижнего Новгорода призывающий народ к пожертвованиям». Это поистине монументальное полотно, размером 6 на 7 метров, Маковский задумал ещё в годы учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а завершил работу лишь в 1896 году. В настоящее время картина украшает собрание Нижегородского государственного художественного музея. Представленный на торгах портрет боярышни является подготовительной работой к этому грандиозному полотну.

Также большой интерес представляет работа «Среди учителей» Василия Дмитриевича Поленова, датированная последней четвертью XIX века. Библейские сюжеты занимают большое место в художественном наследии живописца. В 1892 году Поленов начал работать над большеразмерным полотном с аналогичным названием, находящимся сегодня в собрании ГТГ. Также, в Третьяковской галерее имеется близкий эскиз меньшего размера. Представленную картину «Среди учителей» можно рассматривать как подготовительную, в которой Поленов искал элементы будущего композиционного и колористического решения. Сам автор так описывал сюжет произведения: «Внутренность одного из помещений в Храме в Иерусалиме; слева в кресле сидит фарисей, а на полу на ковре группа престарелых учителей и среди них Отрок Иисус; справа в углу каменная лестница и открытый портик, среди которого видны фигуры Иосифа и Марии, искавших Иисуса и нашедших Его здесь».

Немалую коллекционную ценность представляет и графическая работа «Комиссар» Кузьмы Петрова-Водкина – одного из самых крупных и оригинальных русских художников первой половины XX века.  Произведение относится к 1920-м годам. В этот период художник создал серию работ, посвященных людям его обновленной революцией Родины, серию, занявшую особое место в его творчестве. Тогда же наиболее полное и высокое воплощение в произведениях Петрова-Водкина получила тема героики гражданской войны. Представленная работа происходит из коллекции известного московского врача и коллекционера Анатолия Владимировича Смольянникова (1913-2000).

В разделе тиражной графики внимание знатоков, несомненно, привлекут комплекты редких плакатов времен Первой Мировой и Русско-японской войны.  А также интересная коллекция афиш собачьих выставок из собрания известного литературного критика и лермонтоведа Николая Пахомова (1890-1978).

В преддверии празднования 400-летия Дома Романовых, основной темой букинистического стринга были избраны издания, посвященные истории различных российских министерств и служб в период правления династии. Среди этой подборки можно особо выделить богато иллюстрированный исторический сборник «Министерство финансов. 1802–1902», который  был издан к 100-летнему юбилею учреждения по инициативе выдающегося министра финансов России графа С. Ю. Витте. Также уникальный исторический материал, основанный на подлинных документах из архивов Сената, Государственного Совета и Министерства внутренних дел содержит издание «Санкт-Петербургская Столичная Полиция и градоначальство. 1703–1903. Краткий исторический очерк», вышедший в свет в 1903 году, к 200-летнему юбилею петербургской полиции. Весьма любопытен тот факт, что помимо большого количества портретов высших чинов полиции и архивных документов, в книге также опубликован лист нот – марш столичной полиции.

Кроме того, в букинистический стринг вошли несколько книг из личных библиотек членов Дома Романовых, например, «История Уделов за сто лет их существования. 1797–1897» - роскошное издание по истории  государственной власти в России, которое не поступало в продажу, а только подносилось высшим государственным чинам. Это редчайшее трехтомное издание из личной библиотеки Великой княгини Елизаветы Маврикиевны, супруги Великого князя Константина Константиновича, внука императора Николая I.

В разделе декоративно-прикладного искусства привлекает внимание скульптура «Плоский торс», работы Александра Порфирьевича Архипенко (1887–1964), одного из родоначальников кубизма в скульптуре. Модель была выполнена в Парижский период творчества мастера (1908–1921) и подвергалась авторской переработке в период его жизни в Америке (1923–1964). Архипенко постоянно вносил изменения в свои ранние работы в поисках более концентрированного выражения «пластической формулы красоты». Скульптор придавал огромное значение обработке поверхности своих произведений. Представленная скульптура по своим характеристикам датируется периодом 1960-х годов. Известно, что именно в поздние годы автор занимался отливом своих ранних работ. Провенанс предмета подтверждает такую датировку: скульптура была подарена владельцу в 1986 году Джимом Бореном, известным американским скульптором и писателем, который ранее приобрел ее у автора.

Также в каталоге аукциона представлена коллекция православных икон XIX-начала XX века. Особый интерес с художественной точки зрения представляют парные иконы «Господь Вседержитель» и «Святой Николай Чудотворец» в серебряных окладах, украшенных перегородчатой эмалью. Иконы были изготовлены в 1912-1917 годах в знаменитой ювелирной мастерской Мишукова.  Федор Яковлевич Мишуков  (1881-1966) – мастер серебряного дела, потомственный московский златокузнец и ювелир, продолжавший дело своего отца, Якова Мишукова. В это время в мастерской Мишуковых по многочисленным старообрядческим заказам создавались оклады, в которых точно воспроизводились орнаментация и стиль новгородских памятников XVI века. Изделия мастерской Мишуковых хранятся в коллекциях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея. Вероятнее всего, представленные иконы являлись образами из домашнего киота, который также должен был включать в себя икону Пресвятой Богородицы.

Традиционно, антикварные торги Российского аукционного дома украшает изысканная подборка ювелирных изделий. На этот раз, в ювелирный стринг вошли работы таких фирм-поставщиков императорского двора, как «Фаберже» и «Болин».

Помимо украшений, в каталоге можно увидеть и небольшие декоративные предметы в ювелирном исполнении. Например, декоративный ковш из нефрита, работы мастера Иоганна Виктора Аарне (1863–1934), одного из известных петербургских ювелиров финского происхождения, работавшего для фирмы Фаберже с 1891 по 1904 год. Ручка ковша декорирована впаянной монетой с изображением Екатерины II – золотой полтиной. Подобные монеты чеканились для нужд императорского двора и в коммерческий оборот не поступали. Они использовались в дворцовом обиходе, к примеру, для карточных игр. На лицевой стороне монеты - погрудный портрет Екатерины II и надпись «ЕКАТЕРИНА II IМП».

Предаукционная выставка пройдет в  выставочном зале московского представительства РАД в Гостином дворе (Хрустальный пер., д.1) с 19 по 24 мая 2013 года.

Пресс-показ: 21 мая в 17.00