21.04.2011

Вторые торги антиквариата и предметов искусства Российского аукционного дома

Российский аукционный дом проведет Второй аукцион антиквариата и предметов искусства.  

Торги состоятся 2 июня 2011 года в Санкт-Петербурге.

Пресс-конференция: 19 мая в 17:00        

Открытие: в 19:00    

Адрес: Мраморный дворец, Государственный Русский Музей, ул. Миллионная, 5/1

 

Аукцион 2 июня, информация о лотах

 

Предаукционная выставка пройдет в Мраморном дворце (Государственный Русский Музей) с 19 по 23 мая. На ней будут представлены произведения русской и западноевропейской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства и ювелирные изделия. 

Отдельное место на предстоящем аукционе займет  уникальная коллекция русских икон 16 – начала 20 века. Возможно впервые на российском аукционном рынке столь обширная (порядка 50 лотов) и выдающаяся подборка произведений иконописи будет представлена в рамках одних торгов. 

На торги выставлены картины выдающихся художников XIX-XX века: Филиппа Малявина, Бориса Григорьева, Александра Маковского, Николая Харитонова, Юлия Клевера.

Также аукционный дом обещает представить ряд  уникальных ювелирных изделий работы русских мастеров конца XIX – начала XX века. 

Одним из топ-лотов аукциона станет ваза в форме амфоры с изображением мифологической сцены «Легенда о Телемаке» работы Петра Мунстера (Императорский Фарфоровый Завод, 1810-1820 г.г.).

Событием обещает стать появление на аукционе подарочного перстня от Кабинета Его Императорского Величества в ознаменование 300-летия Дома Романовых работы Фаберже.

В последний раз аналогичный предмет появлялся на рынке в 2003 году на нью-йоркских торгах Christie`s и был продан за $50 000  с пятикратным превышением стартовой цены. 

Топ-лоты

Живопись

 

Филипп Андреевич Малявин (1869-1940)                                                                  

«Предсказатель». 1920-1930-е гг. Холст, масло. 92*73,5 см. Слева внизу подпись: «Ph.Maliavine»

Филипп Малявин – крупный русский живописец и рисовальщик конца XIX - первой трети XX века, с именем которого связана своя, остро индивидуальная трактовка образов русских крестьян. Учился у И.Е.Репина в Императорской Академии художеств (1892-1899). С 1906 – Академик АХ. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». На Всемирной Парижской выставке 1900 года его полотно «Смех» было отмечено Большой золотой медалью. Произведения художника хранятся в музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее.

Представленная работа характерно представляет одно из направлений творческих поисков художника в 1920-1930-х годах. В эмиграции Малявин, наряду с традиционными для него элегантными портретами деятелей русского искусства за рубежом, создает жанровые картины, навеянные воспоминаниями о русской деревне. Одни из них были полны динамики и звучных цветосочетаний, ряд других отмечен мрачноватой экспрессивностью образов, магнетическим взглядом глаз мало обаятельных персонажей, темным колоритом и многозначительной статичностью поз. 

 

Борис  Дмитриевич Григорьев  (1886-1939)

«Девушки». 1917. Картон, смешанная техника. 85,5*64,5 см. Слева внизу подпись: «Борис Григорьев.1917»

Борис Григорьев – известный живописец, график, иллюстратор. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище, в ВХУ при Императорской Академии художеств (1907-1912) у А.А Киселева, Д.Н.Кардовского, Н.Н. Дубовского. Участник выставок с 1909 года. Член и экспонент объединений: «Товарищество независимых», «Мир искусства». В 19010-х активно иллюстрировал художественно-библиографические и этнографические издания А.Е.Бурцева, сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В 1918 году эмигрировал во Францию.

Григорьев часто использовал персонажи своих рисунков, в том числе опубликованных в журналах, для построения сюжетов станковых работ. Известны многочисленные варианты произведений автора на востребованные временем темы. В основе представленной картины «Девушки» лежит оригинальный рисунок Григорьева из журнала «Новый сатирикон» (22.01.1915, №4; задняя обложка). Персонажи этой работы (девушка справа и ребенок с петрушкой слева) присутствуют также в темпере «Женщины» (1916, частное собрание; воспр.: Галеева Т.А. Борис Дмитриевич Григорьев. Спб, 2007, илл.94).

 

Юлий Юльевич Клевер  (1850-1924)

«Лесной царь». Около 1887. Холст, масло. 155*211 см 

Юлий Клевер – ведущий мастер позднеакадемического пейзажного романтизма, имевший исключительную известность в России в конце XIX – начале XX века. Представленное произведение является одним из авторских вариантов известнойкартины «Лесной царь», исполненной на сюжет одноименного стихотворения  И.Гете в переводе В.А.Жуковского. Картина представляет собой большое, крупномасштабное полотно-образец творческих возможностей художника. Мастерски владевший искусством организации живописного пространства, автор создал картину-зрелище с ярко выраженным романтическим флером. Скорее всего, представленная картина является вариантом 1887 года, который демонстрировался на академической выставке и опубликован в книге Ф.Булгакова «Наши художники». Незначительные отличия от опубликованного полотна объясняются реставрационными записями. Также имеются авторские переделки, свидетельствующие о композиционных поисках художника. Ю.Ю.Клевер на протяжении своей жизни несколько раз возвращался к этому сюжету, варьируя композицию и меняя формат холстов.

 

Декоративно-прикладное искусство

 

Ваза в форме амфоры с изображением мифологической сцены «Легенда о Телемаке»

Скульптор-форматор  Петр Мунстер. Санкт-Петербург, Императорский Фарфоровый Завод, 1810-1820 г.г.

Фарфор, лепка, рельеф, крытье синей матовой краской, роспись надглазурная, золочение, цировка.

На основании надпись по сырой массе: «№4 МП».  Высота 54,5 см

 

Изготовление подобных  ваз на ИФЗ было начато в середине 1810-х г.г.  Прообразом для них послужили проекты для фарфора французских архитекторов Ш.Персье и П.Фонтена, которые использовались на ИФЗ в эпоху Александра I.

Данная ваза выполнена скульптором-форматором Петром Мунстером, о чем свидетельствует монограмма «М.П». Воспитанник Императорской Академии художеств, ученик скульптора Н.Ф.Жиле, на ИФЗ пришел в качестве  работал совместно с С.С.Пименовым, исполняя его модели для Гурьевского сервиза. На ИФЗ Мунстер работал до 1824 года. Его инициалами отмечены фарфоровые предметы из музейных коллекций ГМЗ «Павловск», ГРМ.

Ваза выполнена в стиле классицизма – ведущего художественного направления в искусстве первой четверти XIX века. Живописная миниатюра изображает сцену  из греческого мифа о Телемаке, сыне Одиссея и Пенелопы, который в поисках отцаприплыл на остров к нимфе Калипсо.

Вазу отличает высокий художественный уровень. Подобными предметами украшались великокняжеские дворцы. Такого рода предметы изготавливались  для дипломатических подарков и как подношения к памятным датам.

Ваза с изображением сцены из истории Телемака относится к числу уникальных произведений Императорского Фарфорового Завода времени Александра I. 

 

Чайно-кофейный сервиз из 5 предметов (чайник, кофейник, сахарница, сливочник, поднос) 

На предметах имеется графский герб с короной и монограммой «А».

Россия, 1860-1872. Серебро 84 пробы

 

 

 

 

 

Ювелирные изделия

 

Подарочный перстень от Кабинета Его Императорского Величества в ознаменование 300-летия Дома Романовых

Золото, серебро, 1 бриллиант старой огранки, алмазные розы.

Санкт-Петербург, 1908- 1917. Фирма К.Фаберже

 

Перстень изготовлен из золота 56 пробы, увенчан серебряной накладк

ой в виде  двуглавого орла, инкрустированной  бриллиантом и алмазными розами. На шинке – юбилейные даты  царствования Дома Романовых: «1613» и «1913». Перстень находится  в оригинальном кабинетском футляре красной сафьяновой кожи с золотым двуглавым орлом на крышке. 

Мастер Альфред Тилеман  (? - 1910) немец по происхождению, возглавлял одну из мастерских фирмы Фаберже. Мастерская располагалась на Морской улице, 24 (Дом Фаберже), специализировалась на производстве миниатюрных изделий  (подвески в виде пасхальных яиц, ордена, наградные жетоны и т д). После смерти ювелира в 1910 году мастерскую возглавил его сын Карл Тилеман.

В 1913 году в России необычайно пышно праздновалось 300-летие Дома Романовых. И хотя главные официальные мероприятия были назначены на 21-24 февраля 1913 года,  подготовка к юбилею началась за три года до торжества, когда был учрежден «Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых», председателем которого был назначен А. Г. Булыгин — член Государственного совета и гофмейстер высочайшего двора. Множество церемониальных мероприятий состоялось по всей стране : в ознаменование юбилея закладывались храмы, памятники, обелиски. 300-летие дома Романовых стало поводом для благотворительных акций по всей Российской империи, чему положил начало Николай II. Он объявил амнистию многим заключённым, простил всем подданным долги по налогам. 

В период времени между 16 и 27 мая 1913 года  Император вместе с августейшей семьёй посетил целый ряд местностей, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением царя Михаила Фёдоровича.  Высочайшие особы  проследовали  из Нижнего Новгорода в Москву, тем историческим путём, которым шло в 1612 году ополчение Минина и князя Пожарского освобождать Москву и Русь от иноземного засилья и смуты. 

К торжеству были выпущены юбилейные медали — золотые, серебряные, тёмно-бронзовые и светло-бронзовые (над изготовлением медалей в честь 300-летия дома Романовых работал Монетный двор). В связи с праздником были выпущены монеты, марки, открытки, ювелирные изделия, предметы домашнего обихода, на которых были изображены двуглавые орлы, число «300» и даты «1613-1913». 

Кроме того, Кабинетом Его Императорского Величества у лучших российских ювелиров было заказано множество памятных подарков  для официальных лиц, чиновников, гражданских и военных служащих. Все изделия, преподносившиеся в качестве кабинетских  подарков, помещались в особые футляры красной сафьяновой кожи с изображением двуглавого орла на крышке.

В архивных документах Кабинета Его Императорского Величества имеются сведения лишь о шести  подобных перстнях, заказанных у Фаберже.  В период с ноября 1913 года по февраль 1914 года такие подарки были вручены инженерам Комарскому и Нагорскому, дворянину Бартрану, чиновнику Мельникову и офицерам Кирпичеву и Баучисаритскому.

Подарочный перстень представляет собой уникальную историческую, коллекционную и  художественную ценность.  За последнее время аналогичный предмет  (с инвентарным номером 4180) продавался на аукционе  лишь один раз — в 2003 году.

 

Подарочный кулон-яйцо от Кабинета Его Императорского Величества в ознаменование 300-летия Дома Романовых

Золото, эмаль, 1 бриллиант старой огранки

Санкт-Петербург, 1908-1913. Фирма Фаберже. Мастер - Андерс Иоганн Невалайнен.

 

Кулон-яйцо, с изображением двуглавого орла и даты юбилея царствующего дома «1913», выполнен в цветовой гамме императорского штандарта. Очевидно, кулон  был заказан у фирмы Фаберже, в качестве подарка от Кабинета Его Императорского Величества по случаю празднования 300-летия Дома Романовых.

Мастер - Андерс Иоганн Невалайнен (1858, Финляндия - 1933). С 1874 года учился в Санкт-Петербурге, с 1885 года золотых дел мастер, работал на фирму Фаберже сначала в мастерской А. Хольмстрема, затем в собственной мастерской золотых и серебряных изделий.

 

 

 

Иконы

 

Икона «Казанская Богоматерь» в серебряном окладе и деревянном киоте.  Дерево, темпера. Серебро 84 пробы, гравировка, чеканка, золочение. Санкт-Петербург. 

1770-е гг. 39 х 32,4 см 

Санкт-Петербург. 1770-е гг.

 

На обратной стороне иконы, под бархатом находится шелковое полотно с надписью           «Благословенiе дочери моей Графини Варваръ Петровнъ Гейденъ на бракъ ея съ Владимиромъ Александровичемъ Волковым. 12-ое Jюня 1894г. Петербург.

Родительское благословенiе в четырехъ поколенияхъ:

Княгини Марiи ВасильевныДондуковой 

Княгини Въры Jоновны Дондуковой-Косаковой 5 ноябр….. (1780-1833)

Княгини Марiи Никитишны Донуковой-Корсаковой 27 января…. (1802-1884; замужем за Михаилом Александровичем  Корсаковым (Дондуков-Корсаков) 1794- 1869)

Графини Софии Михайловны Гейденъ(Дондукова-Корсакова) ( 1845 – 1907)  ( замужем за Пётром  Александровичем  Гейден, 1840-1907)

Благословенiе дочери моей Александре Владимировне  Волковой на бракъ ея с Николаемъ Порфириевичем Будикиным   21 января 1940года Лондон.

 

Род князей Дондуковых ведет свое начало от калмыцких владетелей. Их непосредственным предком считается хан Хо-Орлюк, перекочевавший на Волгу из Джунгарии в 1630г. Его правнук, хан Аюка-Тайчжи ‎(1640-1724 гг.)‎, признал власть Российской короны. Внук хана Аюки, Дондук-Омбо, правил калмыцким народом фактически с 1735 г. В 1737 г. он получил грамоту на ханское достоинство, а после его смерти в 1741 г. его жена, кабардинка Джан, стала добиваться передачи власти своему старшему сыну, 10-летнему Рандуле, тогда как калмыцкими улусами завладел другой внук хана Аюки - Дондук-Даши. Чтобы прекратить междоусобную борьбу в Калмыкии, Джан с детьми в 1744г. была вывезена в Петербург, где они вскоре крестились, получили княжеский титул и фамилию Дондуковых. Джан приняла имя Веры, а ее сыновей Ран-дулу, Додьбу, Асарая и Джю Басара нарекли Петром, Алексеем, Ионой и Филиппом и определили в первый шляхетский корпус. 

Князь Иона Дондуков был выпущен также в Преображенский полк, где продолжал служить до 1774 г. В этом году императрица Екатерина пожаловала князьям Алексею и Ионе Дондуковым местечко Романове, Оршанского у., Могилевской губ., в 3000 душ. Управление этим имением принял на себя князь Иона. В Преображенском полку он подружился с Василием Васильевичем Корсаковым, на дочери которого Марии впоследствии женился. Род князей Дондуковых трижды входил в родство с представителями многочисленного рода Корсаковых, а в конце XIX века породнился с родом Гейден.

 

Икона «Илия Пророк».

Дерево, левкас, темпера. Россия. 

Первая половина XIX века. 106 х 97 см