26.10.2012

Выставка: «Несоветский» Сергей Герасимов

Совместный проект галереи Г.О.С.Т. и журнала «Наше наследие» приурочен к 80-летию МОСХа и посвящен малоизвестному разделу творчества одного из его первых председателей — Сергея Васильевича Герасимова (1885–1964), крупнейшего мэтра советского искусства, чей профессиональный путь был не лишен противоречий и парадоксов. На выставке впервые представлены зрителю акварели из собрания семьи художника. Несмотря на камерный формат экспозиции, она существенно расширяет и даже во многом «переписывает» устоявшуюся картину его творчества. Выставка подчеркивает важную роль дореволюционной акварельной живописи С.В.Герасимова в его последующих художественных исканиях и позволяет по достоинству оценить богатый творческий диапазон мастера, часто выходящего за узкие стилевые рамки официальной советской картины.

В традиционной истории советского искусства (которая до сих пор еще продолжает объективно корректироваться) имя сталинского академика, народного художника СССР, профессора Суриковского института, председателя Московского союза художников в 1938–1941 годах Сергея Васильевича Герасимова связывалось с эталонными тематическими картинами: «Колхозный праздник» (1937), «Мать партизана» (1943), «За власть Советов» (1957) и т.п. В менее официальных «малых» жанрах Герасимов поощрительно отмечался как чуткий «певец» жизни простого народа, вдумчивый автор строгих и выразительных образов «крестьян», «старух», «баб», «мужиков», «мещанок», унаследовавший от своего преподавателя в Строгановском училище (1901–1907) позднего передвижника Сергея Иванова «благородные демократические убеждения». Вместе с тем художник нередко порицался за порой излишнее увлечение «сиянием светозарных пленэрных красок» (слова А. Чегодаева), доставшееся ему от других любимых учителей – Константина Коровина и Абрама Архипова. В свете подобных упреков Герасимов долгое время, включая 1930-е – 1950-е годы, оценивался как еще формирующийся, ищущий себя художник, не всегда способный выявить всю глубину соцреалистического искусства. Между тем представленные на выставке акварельные работы 1900–1960-х годов, практически не известные как широкому зрителю, так и специалистам, позволяют увидеть в Сергее Герасимове отнюдь не «правоверного» ахрровца 1920-х годов, позднее превратившегося в «стандартного» соцреалиста, а бережного хранителя и тонкого знатока лучших дореволюционных традиций живописи и графики на примере таких мастеров, как Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Николай Крымов, Борис Кустодиев и др. Созвучную их искусству легкую символистскую тональность Герасимов парадоксально сочетал в своих пейзажах, портретах, натюрмортах и жанровых сценах разных лет с крепкой внятностью реалистических образов Василия Сурикова, мягкой лиричностью Исаака Левитана, безупречной остротой пластического решения Валентина Серова. Отстаивая в большинстве подобных работ тональные преимущества изысканно-светлого, слегка «пасмурного» или «туманно-сумеречного» колорита, Герасимов выстраивает хорошо читаемую «элегическую» линию своего искусства, изначально оформившуюся в его раннем, но уже вполне зрелом творчестве. Именно она обозначила в его дальнейшей профессиональной деятельности особую тенденцию эстетической «иммиграции» как весьма распространенной при советском режиме творческой стратегии, подразумевающей живительно-сокровенную «альтернативу» сталинскому официозу. Выставка дает возможность понять, что на сегодняшний день этот хрестоматийно известный художник все еще остается по-настоящему малоизученной фигурой отечественного искусства ХХ века.

Галерея Г.О.С.Т.
Москва, ул. Пречистенка, 30/2
29.10.12 - 23.11.12

Источник: Галерея Г.О.С.Т.