Фотографии и «агитационный фарфор» - топ-лоты летних аукционов в Москве

Предаукционные выставки показывают в Москве два ведущих аукционных дома: "Русская эмаль" и "Российский аукционный дом". Состав коллекций - русская и западноевропейская живопись конца XIX начала ХХ веков, иконы, наградные знаки, декоративно-прикладное искусство, фотографии. О торгах, которые пройдут 2 и 9 июня, "Голосу России" рассказали эксперты (АУДИО).

Близкий по составу набор антиквариата предлагают оба аукционных дома. Но у каждого из них свои лоты-фавориты. Одной из жемчужин коллекции компании "Русская эмаль" стали ковш и братина (сосуд для питья) работы знаменитой художницы рубежа XIX-ХХ веков Елизаветы Бем. "Диптих" существует в единственном экземпляре, как и многие другие топ-лоты предстоящих торгов. "Такова наша стратегия", - пояснил "Голосу России" директор аукционного дома "Русская эмаль" Владимир Лобазов:

"Наша компания всегда ориентировалась на коллекционные вещи, возможно, не самые дорогие, но аналогов которым нет. История нашего аукционного дома началась в 1999 с коллекционирования русской эмали году, когда на рынке изделий этого знаменитого промысла было много. С тех пор цена на русские эмали значительно выросла. Например, в 2008-2009 годах на пике интереса к эмали знаменитые аукционные дома Кристис и Сотбис продавали некоторые вещи за полмиллиона долларов, а в свое время они стоили всего 5-10 тысяч долларов. "Русская эмаль" ориентирована сегодня больше на коллекционеров, чем на инвесторов. Наши покупатели - только российские граждане, потому что вывоз антиквариата из России запрещен".

Подробные сведения о том, когда и в связи с чем можно или нельзя было вывозить ценности из России, а также вообще торговать антиквариатом, содержит труд искусствоведа Владислава Толмацкого "Антикварно-художественный рынок России". Эту первую книгу-исследование антикварного рынка России представил на своей московской выставке Российский аукционный дом. Главный эксперт компании Светлана Честных в интервью "Голосу России" высказала свое мнение по поводу "миграции" предметов искусства:

"Часто говорят, что на родине свое искусство особенно дорого. Но на самом деле мир маленький, и все возвращается на круги своя. Когда-то за рубежом гонялись за предметами советского искусства. Они были дорогими и в основном вывозились из страны. Теперь мы наблюдаем обратный процесс: приток ценностей идет в Россию. То, что в свое время попало за рубеж, покупается теперь на аукционах в Европе и Америке и привозится вновь в Россию. Искусство межнационально. Где на него смотреть - не столь важно. Главное, чтобы оно вообще было открыто".

Российский аукционный дом выставляет на торги богатую коллекцию так называемого агитационного фарфора. Он непрерывно растет в цене. И причин этому несколько: во-первых, он выпускался малыми тиражами, а во-вторых, это было новое слово в искусстве. Предметом коллекционирования "агитационный фарфор" стал практически сразу после того, как в 1918 году по заказу нового правительства большевиков заводы стали выпускать статуэтки и посуду с революционной символикой. В план "монументальной пропаганды" нового правительства изделия так и не вписались: малых тиражей не хватало для "широких масс". Тем не менее эта продукция отправлялась на выставки за рубеж и оседала там у коллекционеров.
Иная ситуация сложилась с советской фотографией, которую Российский аукционный дом включил в торги впервые за четыре года своей деятельности. Здесь только авторские отпечатки известных мастеров от второй половины XIX века и до наших дней: Александр Родченко, Георгий Зельма, Яков Рюмкин, Валерий Генде-Роте. "Фотография достаточно редко появляется на торгах, хотя, на наш взгляд, она имеет большой потенциал на российском арт-рынке", - подчеркнул в интервью "Голосу России" эксперт Российского аукционного дома Илья Антипов:

"Понятие "художественная ценность" по отношении к фотографии в России возродилось совсем недавно. Есть множество галерей, ярмарки, выставки, которые занимаются художественной фотографией. Аукцион - это следующий шаг после популяризации, он формирует цивилизованный рынок. Но если не брать коммерческую составляющую, то наша выставка - это еще и праздник для коллекционеров и любителей, потому что многие работы здесь показаны впервые. Это 90 лотов, по которым можно проследить историю развития российской фотографии".

Торги Российского аукционного дома пройдут 2 июня, неделей позже с молотка уйдут лоты компании "Русская эмаль"