Искусство выходит из тени

Российский аукционный дом в декабре проведет первые торги живописью и антиквариатом

Российский аукционный дом (РАД) в августе планирует провести первые электронные торги предметами искусства. Общая начальная стоимость лотов — порядка 1,4 млн руб. Первый «живой» аукцион планируется организовать в декабре. Продажа живописи и антиквариата пока достаточно непрозрачный бизнес, считают в РАД, и аукционы позволят сделать процедуру открытой, а цены — адекватными. Эксперты уверены, что первое время желающих приобрести картины на торгах в России будет немного.

Электронный аукцион по продаже 32 картин петербургских художников в августе станет пробным и позволит оценить эффективность такой формы торгов, сообщили РБК daily в РАД. Торги продлятся примерно неделю, аукцион будет организован по английской системе (на повышение). На продажу выставлены картины современных художников с начальной ценой от 5,5 тыс. до 225 тыс. руб. «Электронные торги применимы именно к недорогим лотам», — подчеркивает представитель РАД. Самая высокая начальная цена установлена на работу «Вид на Елисеевский магазин» петербургской художницы Ирины Александриной, а также на картины Александра Герасимова «Кончерто гроссо», «Красная гармоника» и «Вечерняя серенада». В списке также работы Армена Гаспаряна, Александры Овчинниковой, Евгения Дубицкого, Гергия Телова.

Первый «живой» аукцион по продаже предметов искусства ориентировочно пройдет в Петербурге 9—10 декабря в два этапа, рассказал РБК daily генеральный директор РАД Андрей Степаненко. По его словам, в первый день торгов на продажу будут выставлены предметы антиквариата, во второй — предметы современного искусства. Списки лотов будут сформированы к концу октября — началу ноября, планируется выпустить иллюстрированный каталог. По словам г-на Степаненко, в ноябре планируется организовать предаукционные выставки, РАД уже ведет переговоры с известными петербургскими музеями.

Генеральный директор РАД уверен в перспективности направления. «Продажа предметов искусства сейчас — это серьезный непубличный бизнес, причем не только в нашей стране», — говорит он. Г-н Степаненко поясняет, процесс реализации картин трудно контролировать и художнику, и покупателю. «Мы предлагаем продажи в режиме реального времени, с заранее обозначенной начальной ценой и процентом комиссии, то есть все абсолютно прозрачно», — отмечает г-н Степаненко.

По мнению директора выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников Александра Сайкова, продавать картины строго по авторской цене невозможно, так как галереи должны окупать затраты на аренду, выпуск каталогов, и наценка составляет обычно 50—100%. При этом, например, в Европе не принято приобретать картины напрямую в мастерских: если автор не представлен в галерее, значит, это просто плохой автор. «Продажа работ через РАД — серьезный вклад в улучшение имиджа художника», — уверен эксперт.

Аукционы могут собрать достаточное количество участников, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его словам, кризис не столь сильно сказался на покупательной способности целевой аудитории подобных мероприятий, а мотивы таких покупок часто носят нерыночный характер или относятся к разряду инвестиций.

В Петербурге людей, которые любят искусство и имеют деньги, — человек десять, из них реально покупают картины человек пять, считает петербургский галерист Алексей Кирьянов. «Пока художникам проще продавать свои картины в галереях, причем в Бельгии, Голландии, а покупателю — приобретать живопись напрямую в мастерских, не светя себя на торгах», — считает г-н Кирьянов. Александр Сайков подчеркивает, что ждать большого успеха от первых торгов не стоит, но через два-три аукциона «успех будет колоссальным» — с учетом большого художественного потенциала Петербурга.

Ирина Лапеченкова

РБК-daily