Приватизация оп-line Пробуксовка или перезагрузка?

Поправки в законодательство, формально позволяющие право приватизировать госимущество посредством электронных торгов были приняты еще  в 2010 году. Однако соответствующее положение о продаже государственного и муниципального имущества в электронной форме Правительство РФ утвердило лишь в августе 20 12 года. о требования к электронным площадном были одобрены привозом Минэкономразвития РФ только в февроле 2013 года. Далее в течение полугода должен был быть составлен и утвержден список электронных площадок допущенных к процедурам реализации госимущества. Однако воз и ныне там. 0 плюсах и минусах электронной приватизации госимущества, о также о перспективах электронных торгов в данной сфере в интервью журналу «Citizen.5eldonи рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Российский аукционный дом» Константин Раев.

 

Предполагается, что электронная приватизация будет существовать наряду с бумажными торгами. Следует пи ожидать полного перехода к реаллизации государственного имущества посредством сети интернет?

Электронная форма торгов хороша своей демократичностью. Каждый желающий, независимо от места своего нахождения легко может получить информацию об имуществе. которое выставлено на продажу и принять участие в оп-line аукционе. более того, значительно снижаются коррупционные риски, потому что покупатели не имеют возможности сговора ни между собой, ни с собственником, ни с продавцом. а значит. возможность повлиять на код электронной продажи фактически сведена к нулю.
Тем не менее, oп-line торги имеют некоторые ограничения. Например, они не подходят для реализации больших, сложных, дорогостоящих объектов. В частности, продажи крупных имущественных комплексов (гостиниц, торговых центров), акций госпредприятий и т.п. требуют серьезной подготовительной работы, встреч с инвесторами, предварительной оценки предмета сделки и т.д. К тому же, инвестору. для принятия окончательного решения о вложении средств в тот или иной проект необходимо значительна больше информации, чем ее можно разместить на сайте. Наряду с этим, существует ряд технических недостатков, которые тормозят развитие реализации госимущества посредством электронных торгов. Среди них, отсутствие возможности провести электронную оплату сделки по госимуществу, необходимость заверять физической подписью договор купли-продажи, плюс ко всему, ФРС не принимает на регистрацию электронные документы. Следует отметить, что ни на данном этапе своего развития, ни в будущем электронные торги не должны в полном объеме заменить классические аукционы. Продажи оп-Iine — это всего лишь одна из форм торгов, которая наиболее подходит для реализации массовых или «серийных» имущественных сегментов. К слову, в ближайшие годы на электронные торги может быть выставлено имущество общей стоимостью около 9 млрд. рублей. Притом, что объем программы приватизации на 2014-2016 годы с учетом продажи акций «голубых фишек (Газпром, РЖД, АЛРОСА и др.) составляет 1,7 трпн. рублей.

Тема электронных торгов по приватизации государственного имущества поднималась еще три года назад, однако необходимые нормативы были приняты только к 2013 году. Остались пи, на Вашн взгляд, какие-то пробелы в законодательстве, которые необходимо устранить?

Электронная приватизация регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 № 178 «0 приватизации государственного и муниципального имущества. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 "Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» и Приказом Министерства экономического развития России от 27.02.2013 N'91 «Об утверждении Требований к технологическим, программным, лингвистическим. правовым и организационным средствам обеспечения пользования сайтом в сети «Интернет»,на котором будет проводиться продажа государственного или муниципального имущества в электронной форме».
Отмечу, что Постановление Правительства РФ № 860 декларирует обязательность отбора операторов электронных площадок для организации продажи государственного и муниципального имущества. Причем, действующее законодательство не позволяет произвести такой отбор. поскольку не утвержден его порядок и нет соответствующих полномочий у тех, кто должен его осуществлять. Поэтому, на сегодняшний день требуется внесение изменений в ст. 311 № 178-ФЗ х0 приватизации государственного и муниципального имущества», и части утверждения порядка отбора площадок и определения органов, которые будут осуществлять этот отбор.

Внедрение электронных торгов сделает приватизацию более прозрачной. однако высказываются опасения по поводу возможности появления новых коррупционных манипуляций. Что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

Российский аукционный дом имеет опыт проведения как электронной приватизации, так и очных торгов государственным имуществом.
Практика показывает, что классические торги очень трудно защитить от сговора. Даже обеспечив полную конфиденциальность информации об их участниках до проведения аукциона, крайне сложно воспрепятствовать общению людей в аукционном зале. Конкуренты находятся в одном помещении и потому легко могут договориться. В результате, собственник и государственная казна, недополучат средства от продажи имущества. В этом смысле электронная приватизация более предпочтительна - за счет удаленного доступа, автоматизированной системы шифрования и безопасности, строгого распределения прав доступа к конфиденциальной информации она практически исключает подобные риски. Поэтому вопрос об эффективности реализации госимущества находится в прямой зависимости от качества и компетентности продающей электронной площадки. Продавец должен использовать зашифрованные каналы связи, иметь аттестат безопасности и право обработки персональных данных, то есть гарантировать проведение прозрачных и честных торгов. При этом, следует помнить, что подобные риски возникают лишь в отношении активов низкого и среднего ценового сегмента. Там, где речь идет о продаже дорогостоящих и сложных активов, действуют совсем иные механизмы и классические торги являются идеальной формой реализации.

Окончательное решение на счет того, сколько электронных площадок будет отобрано для работы по реализации госимущества, пока не принято. Какие, по-вашему, наиболее вероятные варианты развития событий?

Судя по публикациям в СМИ, наиболее вероятный сценарий развития событий -передача полномочию по проведению электронной приватизации пяти федеральным площадкам, которые несколько лет назад были отобраны Правительством РФ для реализации государственного заказа в соответствии с нормами _ 94-Ф3. Тот факт, что закупки и продажи отличаются концептуально как в части механизма торгов, так и в части правового обеспечения их проведения, похоже, не принимается в расчет. Это, конечно же, не оправдывает ожидания рынка. Тем более нелогичным данный подход выглядит на фоне того, что № 94-Ф3, в соответствии с которым были отобраны электронные площадки для работы с госзаказом, фактически доживает свои последние дни. Мы выступаем за создание полноценной конкурентной среды, сертификацию, а в дальнейшем и лицензирование такого вида деятельности, как обеспечение проведения торгов по продаже государственного имущества. Ни одна из пяти работающих в сфере госзаказа электронных торговых площадок, в силу своей специфики не обладает необходимой компетенцией и достаточным опытам проведения торгов по продаже государственного имущества.

Много ли площадок на сегодняшний день имеют необходимый опыт по реализации госимущества?

Значительный опыт проведения электронной приватизации имущества есть у ОАО «Российский аукционный дом. (РАД). По распоряжению Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга РАД на протяжении двух пет проводил электронные аукционы по продаже помещений для коммерческого использования, аварийных зданий, иных объектов петербургский казны. Всего было реализовано более 340 объектов на сумму 1.89 млрд. рублей с коэффициентом превышения по итогам торгов - 1,7. Также, электронные торги по реализации госимущества проводил ФГУП «Электронные торги и безопасность». В свою очередь, ЗАО «Сбербанк–АСТ» и ММВБ декларируют техническую готовность включиться в этот процесс. Мы считаем, что многие площадки захотят участвовать в реализации госимущества. Конкурсный отбор, строгие требования к техническим характеристикам, опыту, системам безопасности площадок позволил бы государству выбрать достойных и эффективных контрагентов для этой работы.

Оправдана ли на ваш взгляд, инициатива ФАС о создании единого оператора для нескольких площадок? Как в этом случае будет выстраиваться работа?

Я думаю, механизм работы единого оператора непонятен до конца даже самому инициатору этой идеи. Мы представляем интересы рынка - отрасли, которая сформировалась совсем недавно. Важно понимать масштаб проблемы. Когда мы говорим об интересах операторов электронных площадок, мы видим только вершину айсберга. А есть еще интересы бизнес сообщества, которое заинтересовано в прозрачных правилах игры, конкурентном рынке недвижимости в целом, понятной процедуре реализации государственного имущества. Что предлагает бизнесу государство? Псевдо-рыночную среду, очередного малоэффективного контролера работы субъектов, не являющихся экспертами в занятой директивным способом нише. Давайте будем создавать лучшие практики. а не заниматься рискованными экспериментами на столь важном направлении. При этом надо четко осознавать какое имущество и посредством какой формы торгов может быть реализовано максимально эффективно.

Коковы, на ваш взгляд, перспективы у электронной торговли госимуществом?

С учетом общей тенденции, выработанные сегодня правила реализации государственного имущества в дальнейшем могут быть использованы и при реализации земли. В конце концов, не только приватизация в электронной форме важна рынку. Практика показала, что земля (например, под ИЖС). может быть эффективно реализована оп-line. Давайте попробуем оценить и этот потенциал. По данным Росреестра, земельные ресурсы в РФ в общей сложности составляют 1,6 млрд. гектаров. Из них 65% территории - под лесом. 24% отведено под сельское хозяйство. 2% - под заповедники. Города и промышленность занимают по 1% площади. При этом по статистике, в собственности населения только 7% земельного фонда. Все остальное - в руках государства.