Торги на выживание

Перед традиционной «Русской неделей» в Лондоне в конце ноября сразу три столичных аукционных дома проводят свои торги в Москве, причем в один день — 17 ноября.

Около 200 лотов, включающих живопись, графику, фотографию и декоративно-прикладное искусство, выставил на предаукционную выставку в своем пространстве в Гостином дворе самый амбициозный из них — Российский аукционный дом. В лидерах живописной секции — нежный портрет девушки у зеркала «Кокетка» 1889 года кисти передвижника Константина Маковского (эстимейт — 600–700 тыс. долл.) и свадебный портрет великой княгини Марии Николаевны работы придворного живописца Михаила Зичи (140–160 тыс. долл.).

Фотографию представляют две найденные выдающиеся фотоработы — авторский отпечаток «Маяковского со Скотиком» 1926 года Александра Родченко (5–6 тыс. долл.) и «Галина Уланова» 1958 года Леонида Лазарева (4–4,4 тыс. долл.). На первом знаменитом снимке, вариация которого хранится в Отделе частных коллекций ГМИИ имени Пушкина, — поэт, попыхивающий папиросой, в обнимку с любимым скотч-терьером. Другой — будто черно-белый снимок с картины Дега с отдыхающей на скамейке великой балериной и стайкой статисток.

Стать топ-лотами в секции декоративно-прикладного искусства обещает пара вещей работы фирмы Карла Фаберже. Нефритовая пепельница в серебряной оправе и с ручкой-свастикой (25–30 тыс. долл.) имеет царский провенанс: она была заказана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в подарок своей невестке императрице Александре Федоровне. Об этом свидетельствует запись в финансовых документах Марии Федоровны от 12 января 1898 года. Золотой медальон в виде шестиконечной звезды с образом рафаэлевской «Мадонны с младенцем» внутри с обратной стороны покрыт эмалью и усыпан алмазными розами. Сбоку спрятана кнопка — при нажатии на нее лучи звезды складываются, образуя шестиугольник с рифленым орнаментом (22–25 тыс. долл.).

Торги фалеристикой аукционного дома «Знакъ» пройдут в отеле Marriott Royal Aurora. Выставлено около 500 лотов — орденов, монет, отличительных знаков и медалей. Главный лот — знак ордена Святой великомученицы Екатерины первой степени: золотой ажурный крест, усыпанный бриллиантами, с эмалевым портретом святой Екатерины с белым крестом в центре (стартовая цена — 15 млн руб.). Орден был учрежден Петром I в память похода против Турции в 1711 году и в честь его супруги Екатерины Алексеевны. Им награждались великие княгини и дамы высшего света и лишь однажды, по слухам, он достался мужчине: его был удостоен сын князя Меншикова Александр за «излишне женский нрав».

Также на торги выставлены: фрейлинский золотой знак (шифр), осыпанный бриллиантами, с вензелем императрицы Марии Александровны и на голубой ленте середины XIX века (3,2 млн руб.); две золотые медали «За усердие» — времен Николая I (2,5 млн руб.) и Александра II (1,5 млн руб.); редкая золотая монета достоинством 5 рублей 1759 года (3 млн руб.) и другие коллекционные ценности.

Переехавший в новое помещение на Гоголевском бульваре дом «Русская эмаль» уже почти два года изменяет своему названию с живописью, и это правильное решение. После того как владельцы расширили область деятельности и стали выставлять на торги картины русских мастеров, увеличился и круг заинтересованных коллекционеров, и внимание публики. Особенно после успешной продажи в прошлом сезоне «Натюрморта с фруктами» Николая Фешина более чем за миллион долларов.

В нынешнем сезоне особо уникальных вещей нет, но есть неплохая подборка имен, неизменно привлекающих собирателей. Здесь и пастельный «Автопортрет с бантом» Зинаиды Серебряковой, написанный в 1922 году и к 2012-му довольно сильно потускневший (500–600 тыс. долл.). И парадный поясной портрет графа А. С. Строганова кисти Александра Рослина (80–100 тыс. долл.). И работа анималиста Николая Сверчкова «Орловская кобыла с жеребенком» 1851 года (80–100 тыс. долл.). И, пожалуй, самая воздушная и притягательная картина предаукционной выставки — «Портрет девушки в ожерелье» Веры Рохлиной, оцененный в 116–130 тыс. долларов.