Второй аукцион РАД в Петербурге

Свой второй аукцион проведет в Петербурге созданный в прошлом году Российский аукционный дом, среди учредителей которого — Сбербанк и Фонд имущества Петербурга.

Первые торги в декабре 2010-го прошли не блестяще; впрочем, устроители объявляют, что первичным для них является не сиюминутная прибыль, а усилия по либерализации и легализации российского арт-рынка, которые в конце концов принесут свои плоды. 

В коллекции второго аукциона РАД нет современного искусства (которое не оправдало себя в прошлый раз), зато есть немного европейской интерьерной живописи "а-ля старые мастера". Сохранился прибыльный раздел прикладного искусства, появилась большая подборка икон, а в разделе русской живописи — имена самых востребованных у русских покупателей художников. 

Топ-лотом аукциона является работа Бориса Григорьева — популярнейшего у коллекционеров художника-эмигранта, выставка которого как раз сейчас проходит в Государственном Русском Музее. "Девушки" (смешанная техника на картоне) 1917 года — типичнейшее его произведение; выразительный экспрессионистический рисунок, яркий колорит, популярный сюжет (три возраста женщины) — и художественное качество, и рыночное тут на высоте. Но все же не на такой, как считают эксперты РАД — эстимейт в $450-500 тыс. кажется чрезмерным. 

В те же $450-500 тыс. оценено большое полотно Александра Маковского "Деревня" — с сумрачным небом, покосившейся избой и странником, бредущим по разрушенным мосткам. Не исключено, что именно это полотно, под названием "Заброшенная мельница", было представлено на 46-й выставке передвижников в 1918 году. Еще одно внушительное произведение живописи — "Лесной царь" Юлия Клевера (эстимейт $350-400 тыс.). Мрачное стихотворение Гете (в популярном у нас переводе Жуковского) не могло оставить равнодушным художника, представителя позднего академического романтизма, певца кладбищенских ворот и старых осокорей на вечерней заре. Клевер несколько раз писал этот сюжет, популярный у публики; представленное на аукционе полотно — самое большое из известных (155 на 211 см) и одно из самых ранних. Мрачно устрашающим выглядит персонаж Филиппа Малявина — это "Предсказатель", лохматый то ли мужик, то ли сам Пан в алой рубахе (1920-1930-е годы; эстимейт $300-350 тыс.). 

В разделе прикладного искусства привлекает внимание ваза Императорского фарфорового завода 1810-1820-х годов в форме амфоры, с росписью на сюжет древнегреческого мифа о Телемаке (эстимейт $180-220 тыс.). Историческим раритетом является подарочный перстень мастерской Фаберже от Кабинета его Императорского величества в ознаменование 300-летия дома Романовых, украшенный бриллиантовым двуглавым орлом. В 1913 году в связи с праздником были выпущены юбилейные медали, марки, кружки, а также ценные памятные подарки для официальных лиц. В архивах имеются сведения лишь о шести подобных перстнях, заказанных у Фаберже. Перстень оценен в $40-50 тыс. 

В аукцион также включена частная коллекция иконописи XVII-XX веков, иконы которой, видимо, по прихоти владельца, обрамлены в резные рамы или багет, как картины. Всего на торгах представлено 160 лотов. 

 

КоммерсантЪ-Weekend