Аэропорты берут под крыло

Региональные воздушные ворота становятся вслед за морскими портами привлекательными активами для инвесторов. Авиасектор заинтересовал крупнейшие российские компании, которые за короткое время сформировали целые холдинги, объединяющие по несколько аэроузлов. После продажи государственного пакета акций аэропорта Мурманска, которые организовал Российский аукционный дом по поручению Росимущества, «РАД-Консалтинг» решил разобраться в ситуации на воздушном рынке.


РОССИЙСКИЙ РЫНОК авиаперевозок по итогам прошлого года вырос на 10,2%, в том числе внутренних — на 17,9%. Это связано с увеличением объемов внутреннего туризма и ростом деловых коммуникаций внутри страны. Позитивная динамика может стать новым толчком для инвестиций в аэропорты и модернизацию инфраструктуры, считают эксперты.
На сегодняшний день порядка 45% всех международных аэропортов России принадлежат государству или близким к нему структурам. Из них 70% объектов находятся в региональном владении. Существенная часть аэровокзалов (42%) имеют в структуре уставного капитала бОльшую долю частного капитала или целиком принадлежат частным компаниям. Оставшиеся 13% относятся к смешанной структуре владения.

Олигархи скупают воздух
Формирование крупных холдингов на этом рынке началось в 2007 году. Тогда инвесторы стали рассматривать аэропорты не только как составную часть аэродромов, но и как отдельный бизнес, способный приносить доход. По аналогии с зарубежными авиахабами в крупных российских авиаузлах стали развиваться рестораны, кафе, магазины. Одна из основных задач владельцев аэровокзалов — не просто рост пассажиропотока, но и увеличение времени, которое потенциальные клиенты проводят в зоне предоставления услуг. Наиболее выгодными считаются объекты с пассажиропотоком не менее 500 000 человек в год. Гарантированно внимание инвесторов привлекают комплексы с показателем от 700 000 пассажиров.
Привлечению инвестиций в транспортную сферу способствовало проведение международных спортивных и культурных мероприятий, таких как Олимпиада 2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 г. в разных городах, Всемирная выставка Expo 2020 в Екатеринбурге и пр. К примеру, группа «Ренова» сконцентрировала в своих руках аэропорты четырех из 11 городов, где пройдут матчи мундиаля в 2018 году.
Пока в России действуют три холдинга, которые принадлежат известным олигархам и имеют большие доли в значимых региональных аэроузлах.
«Аэропорты регионов» — крупнейшая из этих компаний. Ее стратегический инвестор — ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. В холдинг входят ОАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), ОАО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара), ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (Стригино) и ОАО «Аэропорт Ростов на-Дону». Их совокупный пассажиропоток по итогам первого квартала 2015 го составил 1 718 659 человек.
Компания «Базэл Аэро» управляет воздушными активами одной из крупнейших в России промышленных групп «Базовый Элемент» Олега Дерипаски. С июня 2012 го «Базэл Аэро» является совместным предприятием «Базового Элемента», Сбербанка России и Changi Airports International (100%-я «дочка» Changi Airport Group). Предприятие объединяет аэропорты на юге страны (в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе). Они обслуживают более 8% общего российского пассажиропотока и 2% совокупного грузопотока. По итогам прошлого года компания перевезла 7,8 млн пассажиров, выполнив 41 700 000 рейсов (данные «Базэл Аэро»).

 
Компания «Новапорт» принадлежит ГК AEON Corporation Романа Троценко и инвестиционному холдингу Meridian Capital из Казахстана. В сеть входят авиаузлы Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска и Волгограда. Пассажиропоток по итогам прошлого года — более 7,8 млн человек.
Участие инвесторов в развитии аэропортов прежде всего отражается на увеличении пассажиропотока. Так, с 2012 года общее число пассажиров аэропортов, принадлежащих трем крупнейшим игрокам, выросло на 30–40%. При этом реконструкция терминалов, увеличение их пропускной способности, налаживание контактов с авиакомпаниями способствуют повышению доходов от всех видов деятельности аэровокзалов.
На рынке появляются и новые игроки: ООО «Аэрофьюэлз Групп», ОАО «Рампорт Аэро», ООО «АЭРОИНВЕСТ» и ОАО «Авиационно-Нефтяная Компания». В их владении находятся аэропорты Кургана, Нальчика, Минеральных Вод, Калининграда и пр. Активность проявляют также иностранные инвесторы из Китая, Турции и Сингапура.

Небесные битвы
В 2006 году правительство приняло Концепцию управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации. В ней говорится, что привлечение инвестиций будет осуществляться в том числе через приватизацию. Основная задача — исключить бюджетные расходы на поддержание и развитие аэрокомплексов.
Повышение инвестиционной привлекательности российских регионов в глазах бизнеса гарантировало спрос на эти активы. На торгах и конкурсах в разное время были проданы акции аэропортов Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Астрахани, Перми и пр. На сегодня решения о приватизации приняты в отношении воздушных ворот Мурманска, Архангельска и Магадана. Торги по ним должен провести Российский аукционный дом, которому доверена реализация пакетов акций в нескольких сотнях предприятий из разных отраслей. Пока частников пускают в основном на региональные объекты, хотя возможность передачи инвесторам московских Шереметьево и Внуково обсуждается давно.
Благодаря активной конкуренции в этом секторе (в основном между компаниями первой тройки) приватизация приносит федеральному бюджету неплохие доходы. Торги чаще всего проходят со значительным превышением начальной стоимости. Так, в 2011 году 51% акций новосибирского ОАО «Аэропорт Толмачево» были проданы за 2,8 млрд рублей — в 2,5 раза дороже начальной цены. 25,5% акций аэропорта Анапы в феврале 2014 го реализованы на аукционе РАД с двукратным превышением стартовой стоимости.

 
Частный извоз
Инвестиции холдингов в инфраструктуру аэропортов без модернизации аэродромов сами по себе малоэффективны. Учитывая тот факт, что 100% аэродромов страны принадлежат государству, частные инвесторы вынуждены налаживать прочные связи с властью.
За рубежом отношения между государством и частными компаниями в этой отрасли уже давно стали партнерскими. За последние 15 лет во всем мире набирает темпы приватизация аэропортов. Первой европейской страной, осуществившей в конце 80 х — начале 90 х гг. масштабную и системную передачу аэровокзалов в частные руки, была Великобритания. Затем по ее пути пошли правительства Германии, Италии, Дании, Австрии. При этом власти сохраняют за собой функции административно-контрольного и надзорного характера: поддержание равных конкурентных условий, регулирование естественных монополий, обеспечение надлежащего уровня безопасности и пр.
Во многих странах активно используются и иные способы привлечения частного капитала в авиаобъекты: по договорам долгосрочной аренды, на условиях концессии или по контрактам. В России такой вариант сотрудничества пока был применен лишь однажды — при реконструкции петербургского Пулково. Аэропорт передали концессионеру на 30 лет в обмен на инвестиции в 1,4 млрд евро.
 
Елена Прозорова
Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга", № 19(858) 11.05.2015, c.10