Автомобильные аукционы

Автомобильные аукционы уже стали неотъемлемой частью рынка купли-продажи автомобилей в мире. В России данное явление пока не прижилось, но может в скором времени стать одним из популярных видов торговли. Какие тенденции характерны для оборота автомобилей в России и в чем заключается международный опыт аукционов в это сфере, выяснили специалисты РАД Консалтинг.


Российский авторынок в 2014 году
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», за 2014 год было продано 2,34 млн. новых легковых автомобилей. В сравнении с 2013 годом снижение показателей по рынку составило 10,3 %.
За 2014 год было продано около 6 млн подержанных автомобилей. Порядка 93-94% машин продаются из рук в руки с помощью объявлений в газетах или на сайтах (наиболее крупные из которых Avito.ru и Auto.ru). Оставшиеся 6-7% (в Москве и Санкт-Петербурге – до 25%) продаются по системе trade-in в салонах официальных дилеров. Общий объем рынка подержанных автомобилей оценивается специалистами до 60 млрд. долларов.
Согласно данным АА «АВТОСТАТ», доля проданных через дилерские центры подержанных автомобилей на российском рынке растет. Так, в 2012 году объем дилерских продаж составлял 300 тыс. шт. (5,5% от всего рынка), в 2013 году - 350 тыс. шт. (6,1%). В прошлом году через дилерские центры было продано 400 тысяч автомобилей с пробегом, что составило 6,6% всего объема рынка подержанных автомобилей в России. По прогнозам доля продаж через дилерские центры автомобилей с пробегом в 2015 году возрастет до 8%.
Для дилеров наиболее привлекателен возрастной диапазон автомобилей с пробегом – до 7 лет. Доля продаж именно в этом сегменте, выросла с 13% в 2012 году до 17,4% по итогам 2014 года.

Рис. 2 Рынок подержанных автомобилей
 
Источник: http://www.autostat.ru/news/view/20396/
В соответствии с опросами, большинство (76%) покупателей продают подержанные автомобили ниже заявленной цены. В среднем, снижение цены составляет порядка 10%.

Автомобильные аукционы в мире
Рынок аукционов развивается на протяжении последних 70 лет. В процессе эволюции автомобильные аукционы трансформировались от мелких компаний, созданных на базе помещений конюшен и производственных цехов, в крупные транснациональные корпорации с высокотехнологическими цехами по предпродажной подготовке и восстановлению аукционных автомобилей, отлаженной системой Интернет-торговли и продуманными правилами совершения аукционных сделок.
В мировом масштабе наиболее активными игроками на рынке аукционной торговли автомобилями признаны компании США, Японии и Великобритании.
США
Согласно данным Национальной ассоциации автомобильных аукционов США (NAAA) в 2013 году посредством аукционных компаний США, которых насчитывается больше 300, было продано 8,2 млн. автомобилей на общую суму 75,7 млрд. долларов.
Схема большинства автомобильных аукционов в США предполагает участие в торгах только юридических лиц - брокеров. Для приобретения автомобиля физическое лицо должно обратиться к аккредитованной при аукционе компании-посреднику. Покупатель, заключив договор с посредником, должен внести предоплату, после чего получает доступ к информационной системе аукциона, где регулярно появляется информация о продаваемых автомобилях. Электронные тоги проходят на повышение цены.
С физическими лицами напрямую работают аукционы, продающие автомобили лизинговых компаний и прокатных компаний.
Одними из крупнейших в США являются аукционы Manheim, через которые продается до 50 тысяч легковых автомобилей в день. Это крупнейшая сеть аукционов мира, которая имеет свои представительства и в европейских странах. В США у системы Manheim работает более 120 торговых площадок. Аукционы Manheim выставляют автомобили от официальных дилеров в Америке, сошедшие с гарантии, а также автомобили, принадлежащие страховым компаниям, лизинговый и банковский конфискат.
Еще одним крупным американским аукционом является Copart INC. Аукцион Copart специализируется на продажах автомобилей, мотоциклов, грузовых автомобилей, лодок и катеров, снегоходов, строительной техники. Автомобили на аукцион поставляют страховые компании, магазины, торгующие поврежденным транспортом, фирмы, занимающиеся ремонтом транспорта, а также автодилеры. Принимать участие в аукционе могут дилеры, либо физические лица при посредничестве дилеров. Общий объем продаж аукциона составляет более 1 млн. автомобилей ежегодно.
Великобритания
Большинство автомобилей, продающихся на аукционах, представляют собой автопарк компаний и, как правило, имеют хорошую историю и находятся в хорошем состоянии. Автосалоны также используют аукционы для того, чтобы продать излишки автомобилей. Аукционы в Великобритании также используются банками и госструктурами. Дилеры, заботящиеся о репутации, являются членами профессиональной организации аукционистов (NAMA).
Одной из крупнейших европейских компаний является British Car Auctions (BCA) (www.british-car-auctions.co.uk), основанная в 1964 году. Сегодня посредством физических и интернет-аукционов компания продает более 12 тысяч автомобилей еженедельно. Годовые обороты компании в последние годы составляли около 4 млрд. фунтов стерлингов.
На сегодняшний день европейские представительства оперируют в Великобритании, Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Нидерландах, Португалии, Испании, Швеции.
Основными поставщиками являются автомобильные производители, финансовые и лизинговые компании, компании по прокату автомобилей, государственные организации и дилеры, действующие на оптовом и розничном автомобильном рынке.
Япония
В соответствии с законодательством, в качестве покупателей в аукционе могут участвовать только автодилеры, имеющие соответствующую лицензию и оплачивающие взносы, все переговоры и ставки обычный покупатель может осуществлять только через них. Условия покупки у каждого дилера могут быть свои, но в целом схема сделки выглядит примерно так: покупатель выбирает автомобиль и оформляет заявку на него. После этого требуется оплатить задаток (его размер определяет дилер), при условии проплаченного задатка дилер начинает участвовать в торгах.
Когда машина успешно покупается на аукционе, покупатель оплачивает ее стоимость полностью (включая расходы на отправку, страхование и прочее).
В Японии благодаря аукционам (USS, HAA, AucNet) продается более 90% бывших в употреблении автомобилей. В стране работает более 30 аукционов, имеющие свыше 200 площадок для автомобилей по всей стране. Ежегодно на экспорт продается более миллиона автомобилей.

Автоаукционы в России
Автомобильные аукционы в России пока не получили большого развития в связи с тем, что аукционная бизнес-модель продажи не нашла популярности среди населения.
Кроме того, негативным фактором является прозрачность сделок на аукционах и невозможность занизить цену для ухода от налогов.
В то же время, кризисный период, характеризующийся сокращением спроса на новые автомобили в связи с падением объемов потребительского кредитования, а также ростом предложения залоговых автомобилей, может дать толчок к развитию аукционной торговли в России.
В России несколько компаний предпринимали попытки организации аукционов. На российский рынок пытался выйти американский Manheim, впоследствии представительство было закрыто. В 2008 году попытку организации крупного аукциона по продаже автомобилей произвело "Фаворит Моторс" (автомобильный интернет-аукцион Yoshida), инвестиции составили 120 млн. долларов. Схема работы предусматривала работу с частными лицами и предоставление автомобиля для проведения диагностики и дальнейшей продажи, комиссия аукциона составляла 5%. В настоящий момент компания работает как обычный перекупщик автомобилей.
В 2014 году несколько компаний предприняли попытку выхода на рынок с бизнес-моделью, основанной на работе с дилерами-покупателями (Carprice, ООО "АЙ АВТО").
CarPrice
Проект появился на рынке в июне 2014 года. Сайт фактически является клоном проектов SellAnyCar (Дубаи) и wirkaufendeinauto (Германия). Эти аукционы, в свою очередь, повторяют идею американского Manheim.
Схема работы основана на продажах автомобилей дилерам из разных регионов, подключенных к системе.
В настоящий момент проект убыточен. По словам основателей компании, бизнес может стать рентабельным при продаже тысяч, а не сотен автомобилей в месяц и при наличии такого же количества зарегистрированных дилеров в системе.

Автомобильный аукцион автодилеров (ООО "АЙ АВТО", http://iautobank.ru/
Участие в аукционе могут принимать как физические, так и юридические лица. Юридические лица могут покупать и продавать авто, выплачивая комиссию 15 000 рублей за автомобиль.
Основа бизнес-модели – продажа автодилерам по ценам ниже рыночных (порядка 80% от рыночной цены). Дилеры подключаются в единую сеть (в настоящий момент работают с 27 автодилерами).
Торги проходят параллельно онлайн и офлайн, все автомобили, выставленные на интернет-торги, находятся на площадке АйАвто. Торги ведутся на повышение цены.

Выводы
Несмотря на такие существенные преимущества для развития автомобильных аукционов как большой рынок подержанных автомобилей, возможность привлечения большого числа потенциальных покупателей и тд, этот рынок сталкивается с существенными проблемами.
Основными проблемами продажи автомобилей на аукционах являются:
• отсутствие культуры и опыта продажи автомобилей посредством аукционов. Согласно опросам, в настоящий момент порядка 95% автомобилей продается через сайты объявлений, еще 5% - по системе trade-in;
• прозрачность сделок, невозможность занижения цены по сделке;
• необходимость продажи автомобиля по цене ниже рыночной, поскольку для привлечения покупателей необходимо снижение цены;
• необходимость физического присутствия и технической диагностики автомобиля в месте, которое установлено компанией, проводящей торги;
• невозможность проведения «тест-драйва» и физического осмотра автомобиля для покупателя в большинстве случаев (когда площадка удалена территориально);
• отсутствие доверия к компаниям, проводящим диагностику.